Главная / Инвестиции для начинающих / Инвестиции к ВВП упали ниже уровня 2011 года
Опубликовано: 20 декабря 2021

Инвестиции к ВВП упали ниже уровня 2011 года

Инвестиции к ВВП упали ниже уровня 2011 года

Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Отношение инвестиций в основной капитал к ВВП России сократилось с 21,4% в 2017 году до 20,6% в 2018-м, сообщил сегодня Росстат. Это ниже показателя 2011 года, когда доля инвестиций составляла 20,7% ВВП.

Таким образом, важнейший индикатор в рамках майских указов 2012 года, который перекочевал и в новый майский указ, вообще не вырос за восемь лет.

Статистический парадокс

При этом объем инвестиций в основной капитал в 2018 году увеличился в реальном выражении на 4,3% к уровню 2017 года и составил 17,6 трлн руб., сообщил ранее Росстат. А реальный рост ВВП составил 2,3%. Получается парадокс: инвестиции растут быстрее, чем ВВП, но в то же время отношение инвестиций к ВВП снижается.

Противоречие объясняется особенностями статистических расчетов, пояснил РБК заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимир Бессонов. «Снижение обусловлено тем, что дефлятор инвестиций вырос значительно слабее, чем дефлятор ВВП», — объяснил Бессонов. «Дефлятор ВВП за 2018 год по отношению к ценам 2017-го составил 110%. Это очень много», — отметил он.

Расхождение обусловлено статистическим эффектом, говорит макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «ВВП вырос прежде всего за счет строительства, часть которого не учитывается в объеме инвестиций. Поэтому доля инвестиций в ВВП сократилась, несмотря на общий экономический рост», — отметил он.​

Отношение инвестиций в основной капитал к ВВП — один из ключевых показателей экономического развития страны. Он отражает долю затрат на строительство и технологическое обновление в реальном секторе экономики. Росстат определяет долю инвестиций в основной капитал в ВВП как частное от деления валового накопления основного капитала (без учета ценностей) на ВВП, рассчитанный методом использования доходов.

«Индекс физического объема валового накопления основного капитала (102,3%) сложился ниже инвестиций в основной капитал за счет того, что приобретение продуктов интеллектуальной собственности и других активов, не включаемых в состав инвестиций в основной капитал, по предварительной оценке, сократилось», — сообщил ранее Росстат.

РБК направил запрос в Минэкономразвития.

​Масштабная задача

В новом майском указе президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых (3,5–4%), чтобы Россия вошла в пятерку крупнейших экономик мира, и обозначил задачу увеличить долю инвестиций в основной капитал до 25% ВВП к 2024 году. Учитывая последствия демографической ямы 1990-х, это единственный способ осуществить экономический рывок, подчеркивал министр экономического развития Максим Орешкин.

В июле 2018 года правительство приняло план действий для повышения доли инвестиций в основной капитал до 25% ВВП. Он содержит четыре раздела:

  • меры по улучшению делового климата: реформа контрольно-надзорной деятельности, установка стабильных «правил игры» в области налогообложения и тарифов, снижение давления правоохранительных органов. Конкретные шаги предусматриваются планом «Трансформация делового климата» и механизмом «регуляторной гильотины»;
  • для решения инфраструктурных проблем разработан план комплексного развития магистральной инфраструктуры, решено создать в 2019 году Фонд развития объемом до 0,5% ВВП, который ​будет привлекать деньги на внутреннем рынке и финансировать инфраструктурные проекты; ​
  • сокращение доли государства на конкурентных рынках и повышение эффективности госкомпаний. Ключевые задачи — выход ЦБ из капитала санируемых банков, отказ от унитарных предприятий, которые, как правило, менее прозрачны и эффективны, ускоренная малая приватизация;
  • финансирование инвестиционной активности. Чтобы привлечь частный бизнес к финансированию крупных проектов, Минфин подготовил законопроект о защите и поощрении капиталовложений, в котором предложил компаниям льготы в обмен на инвестиции.

План должен работать совместно с национальными проектами, касающимися экспорта, малого и среднего бизнеса, производительности труда. Работу правительства оценят по ключевым показателям эффективности (KPI). KPI по привлечению инвестиций также установят для отраслевых министерств и регионов.

В каких отраслях экономики возможен рост

Правительство в феврале утвердило дополнительный комплекс мер по ускорению инвестиций в различных отраслях (соответствующий план действий есть в распоряжении РБК).

Наибольшего роста инвестиций к 2024 году правительство планирует достичь в области операций с недвижимостью (в среднем на 9% в год), информации и связи (8%), обрабатывающих производствах (6%), транспорте (5,8%), сфере услуг (5,5%), водоснабжении и утилизации мусора (5%), сельском хозяйстве (4,5%), добыче полезных ископаемых (3,3%).

Для достижения этой цели планируется:

  • распространить практику применения налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли на более широкий круг проектов, а не на четыре зоны, как сейчас. Расширить заявительный принцип предоставления участков недр для Дальнего Востока и Иркутской области. Включить в лицензию право за плату добывать попутные полезные ископаемые для всех категорий пользователей;
  • снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике, объявить налоговые каникулы для инфраструктуры газов​​ых и электрозаправок;
  • возместить инвесторам в железнодорожную инфраструктуру часть затрат в объеме уплаченных налогов, предоставить долгосрочные тарифы и возможность заключать с РЖД контракты по принципу ship or pay — за фиксированную плату вне зависимости от объема груза. Освободить объекты высокоскоростного железнодорожного транспорта от уплаты федеральной части налога на имущество до 2060 года и от НДС на перевозку пассажиров высокоскоростными поездами и услуги по аренде объектов;
  • пересмотреть механизм предоставления субсидий в промышленности и сельском хозяйстве с учетом стимулирования инвестиций.

Увеличить долю инвестиций в основной капитал до 25% ВВП к 2024 году возможно, считает Мурашов. «Большинство расходов по нацпроектам имеют инвестиционный характер. Поэтому статистически будет легко выполнить эту задачу, и в последующие годы мы увидим рост доли инвестиций в ВВП​», — отметил он.

Экономика России

Статистика в данной статье постоянно обновляется. Добавьте страницу в закладки, чтобы всегда на основе фактов понимать как развивается экономика России.

Содержание

В данной статье представлены актуальные данные за последние годы. Ход развития экономики России ранее в статье Экономическая история России.

Основные показатели

Сравнение с 1999 г

Сравнение с 1988 г

Как при примерно тех же самых показателях по большинству видов продукции у современной РФ и РСФСР в 2019 году наблюдается товарное изобилие?

Если говорить о промышленности, то тут два главных фактора. Первый – перестали содержать огромную армию и ВПК. На пике в СССР была армия в 4-4,3 млн. человек, в 2018 г – до 1 млн. На армию у СССР уходило до 8-9% ВВП в год, сейчас – 3,6%. В переводе на наши деньги, это как сейчас бы вместо 4 трлн. бюджетные расходы были бы 8,5-9 трлн.

Второй фактор – включение России в глобализм. Отказались от многих неэффективных производств, заменив их импортом. В первую очередь электроника (от смартфонов и компьютеров до бытовой техники), лёгкая промышленность и пр. ширпотреб.

В общем, как ни крути, конвергенция и наше поражение в Холодной войне может и «главная геополитическая катастрофа» для кого-то, но для простых людей всё это оказалось благом. А всего-то, казалось – просто надо было перестать бодаться рогом с Западом.

Вторая часть вопроса – по еде. Тут тоже «порешал рынок». В СССР того же зерна сгнивало до 5 млн. тонн (и в целом до 5-10% продукции). В 2018 году у всей сельхозземли, пущенной в оборот, есть хозяин. Плюс РФ сбросила с кормления такие окраины, как Средняя Азия и Кавказ (более 60 млн. человек). Плюс опять же глобализм – за границей еды Россия покупает в 2018 г на $30 млрд. в год (до импортозамещения было $43 млрд).

Вообще же, как выяснилось, даже относительно немного свободы для частной инициативы преобразило страну. Сейчас на конкурентную, рыночную экономику в России приходится 30-40%, остальные 60-70% мало эффективный госкапитализм – либо сидящий на советском заделе (нефть, газ, другие природные ископаемые, транспорт), либо проедающий в минус свою деятельность (тот же ВПК; например, долги только одного Уралвагонзавода более 250 млрд. рублей).

Можно себе представить, в какой рост пойдёт российская экономика, если ее рыночная часть будет 50%. Да плюс к этому прибавить честные суды, незыблемость частной собственности, общественный контроль за госкорпорациями, и т.п.

Правительство Архангельской области

В 2020 году в экономику региона направлено 108,6 млрд рублей инвестиций в основной капитал, или 104,7% к предыдущему году.

На увеличение объемов инвестиций в основной капитал в 2020 году по сравнению с 2019 годом повлиял рост объемов инвестирования по видам экономической деятельности: «Сельское хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение» и «Обрабатывающие производства». В то же время по сравнению с предыдущим годом уменьшились инвестиционные вложения, направленные на такие виды экономической деятельности, как «Транспортировка и хранение» и «Добыча полезных ископаемых».

В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в 2020 году привлеченные средства организаций составили 52,4% от общего объема инвестиций или 43,4 млрд рублей, на долю собственных средств приходилось 47,6% или 39,5 млрд рублей. Доля бюджетных средств в 2020 году возросла по сравнению с 2019 годом и составила 35,7% всех инвестиций.

Лидерами в освоении объемов инвестиций в 2020 году являлись городские округа Архангельск (30,1% общего объема инвестиций в основной капитал), Северодвинск (16,0%), Коряжма (9,2%) и Новодвинск (5,5%).

В структуре инвестиций в основной капитал, направленных на развитие экономики (без учета субъектов малого предпринимательства) преобладают:

обрабатывающие производства – 28,2 % от общего объема инвестиций по указанной категории;

транспортировка и хранение – 15,9%;

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 13,1 %;

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение – 12,9 %.

Инвестиционные проекты

Сопровождение инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с Регламентом сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 30 января 2018 года № 26-пп.

Реестр приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области

ТОСЭР «Онега»

На территории Архангельской области 16 марта 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 266 создана территория опережающего социально-экономического развития «Онега».

Территория опережающего социально-экономического развития «Онега» (ТОСЭР «Онега») – территория, на которой установлен особый правовой режим в целях формирования благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и реализации инвестиционных проектов на территории моногорода Онега.

Резиденты ТОСЭР «Онега» получают уникальный набор преференций для ведения бизнеса:

  • пониженные тарифы страховых взносов (7,6 % вместо 30 %);
  • нулевая ставка налога на прибыль в течении первых 5 лет, 13 % в течении 5 последующих лет:
  • освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество организаций в течение 5 лет ;
  • возможность применения понижательного коэффициента к ставке налога при расчете налога на добычу полезных ископаемых: 0 – в течение первых 2 лет, 0,2 – в течение следующих 2 лет и т.д.

Резидентом ТОСЭР может стать юридическое лицо, которое соответствует всем следующим критериям:

а) является коммерческой организацией (за исключением государственных
и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций);

б) зарегистрировано на территории муниципального образования «Онежское» (далее – моногород);

в) осуществляет деятельность исключительно на территории моногорода,
не имеет филиалов и представительств за его пределами;

г) не является градообразующей организацией моногорода или ее дочерней организацией;

д) реализует на территории моногорода инвестиционный проект, отвечающий установленным требованиям.

Более подробная информация о ТОСЭР «Онега» — на инвестиционном портале Архангельской области по ссылке: https://dvinainvest.ru/investment/toser-onega/.

Преференции для резидентов Арктической зоны Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» индивидуальные предприниматели и юридические лица, реализующие новые проекты на территории Арктической зоны Российской Федерации , могут претендовать на расширенный преференциальный режим ведения деятельности.

dvinainvest.ru

Источник https://www.rbc.ru/economics/14/03/2019/5c8a1d699a7947ec94b02f75

Источник https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Источник https://dvinaland.ru/gov/iogv/minec/invest/

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан.