Содержание
Как купить акции Apple и Tesla в Украине
Чтобы покупать акции иностранных компаний, не обязательно регистрироваться у иностранного брокера. Акции Apple, Tesla, Facebook и еще нескольких крупных мировых корпораций торгуются на украинских биржах. Как купить акции американских компаний в Украине и выгодно в них инвестировать, разбирался «Минфин».
Какие акции можно купить в Украине
С 15 апреля к торговле на фондовой бирже ПФТС были допущены акции 6 иностранных компаний: Tesla, Microsoft, Visa, Netflix, Facebook и AMD. Эти же акции доступны для торговли на Украинской бирже с начала марта. Ранее на украинских биржах появились акции Apple. Также у отечественных инвесторов уже была возможность вкладывать деньги в индексный фонд, ориентирующийся на S&P 500.
У всех компаний, представленных на украинских биржах, значительная капитализация и они демонстрировали высокие показатели роста в прошлые годы.
Иностранные компании, представленные на украинских биржах
Компания | Капитализация (млрд долл.) | Рост цены за год | Дивиденды |
Apple | 2241 | 88,1% | 0,61% |
Microsoft | 1965 | 49,4% | 0,86% |
856 | 58,4% | отсутствуют | |
Tesla | 714 | 413% | отсутствуют |
Visa | 501 | 35,9% | 0,56% |
Netflix | 225 | 19,8% | отсутствуют |
AMD | 99 | 44,6% | отсутствуют |
Общая капитализация мировых компаний, представленных на украинских биржах, превышает $6,6 трлн. Крупнейшая среди них — Apple, капитализация которой достигает $2,24 трлн. На втором месте по этому показателю — Microsoft, немного не дотягивающий до $2 триллионов.
Лидер по росту среди этих акций за год — безусловно Tesla, которая подорожала на 413%. Также высокие показатели демонстрировала Apple, акции которой выросли на 88,1%. Самый скромный рост у Netflix, стоимость акций которой за год повысилась чуть меньше чем на 19%.
Дивиденды выплачивают только 3 компании из этого списка. Самые крупные они у Microsoft — 0,86%. Дивиденды Apple и Visa скромнее: 0,61% и 0,56% соответственно.
Как акции появились в Украине
Разрешение на обращение иностранных ценных бумаг в Украине предоставляет Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Для того, чтобы она рассмотрела этот вопрос, необходимо чтобы кто-то из участников рынка взял на себя все непростые организационные проблемы.
Чтобы допустить акции, сначала следует подать заявку в Национальный депозитарий, который проверяет надежность компании. Если все в порядке, формируется запрос к НКЦБФР, которая принимает окончательное решение. На решение всех бюрократических моментов уходит примерно 1−2 месяца.
Первопроходцем была компания БТС-Брокер, которая завела в Украину акции Apple еще в 2019 году. Долгое время они были единственными «иностранцами» на украинском рынке. В декабре прошлого года стало известно о допуске к обращению в Украине акций еще 6 компаний. Организацию их торговли в нашей стране взяла на себя компания «Универ».
Но на наших биржах новые акции иностранных компаний еще не появились. Как пояснил «Минфину» директор «Универа» Александр Куликов, эти акции заводились, в первую очередь, для инвестирования через фонды «Ярослав Мудрый» и «Атаман». Впоследствии компания запланировала сделать их доступными в приложении Wotan. Только потом «Универ» допускал возможность торговли этими акциями на украинских биржах.
Но если определенная компания взяла на себя организационную процедуру по допуску акций к торговле в Украине, это вовсе не означает, что только она может вывести их на биржу. Эту функцию на себя мог взять кто угодно.
Именно так произошло в этот раз. Маркетмейкером (то есть, продавцом) акций Tesla, Microsoft, Visa, Netflix, Facebook и AMD выступила компания по управлению активами «Цикада». Также она недавно выступает маркетмейкером Apple, заменив на этой позиции БТС-Брокер.
Накладные расходы при покупке акций
Акции на украинских биржах продаются в гривне, на каждую бумагу на бирже есть 2 цены: покупки и продажи. Сейчас обе цены выставляет преимущественно маркетмейкер: он предлагает купить у него актив и готов выкупить его. Если бы на отечественном фондовом рынке была высокая активность, свои предложения могли бы делать и частные инвесторы, которые фактически торговали бы между собой, но в нынешних реалиях это бывает не часто.
Спред, то есть разница между ценой продажи и покупки акций, составляет от 0,9% до 0,96%. На практике это означает, что купив и сразу продав актив инвестор мгновенно теряет около 1% своих средств. Однако для украинских реалий такая разница вполне приемлема.
Например, спред для акций Apple, который устанавливал предыдущий маркетмейкер, превышал 9%. «Мы считаем, что низкие спреды — это ключевое условие для торговли, а потому стараемся устанавливать их как можно ниже», — объяснила «Минфину» директор КУА «Цикада» Алла Бондарь.
Цена продажи и покупки акций иностранных компаний на Украинской бирже
Компания | Цена покупки, грн. | Цена продажи, грн. | Спред,% | Цена в США, $ |
Apple | 3875 | 3910 | 0,90% | 133,9 |
Microsoft | 7571 | 7644 | 0,95% | 261,5 |
8765 | 8849 | 0,95% | 302,3 | |
Tesla | 21549 | 21756 | 0,95% | 743,1 |
Visa | 6607 | 6671 | 0,96% | 230,1 |
Netflix | 14793 | 14935 | 0,95% | 503 |
AMD | 2373 | 2396 | 0,96% | 80,2 |
Также инвестор несет затраты на брокерское обслуживание. Ведь самостоятельно выходить на фондовый рынок частный инвестор не может: все операции осуществляет брокер по заявкам клиента. Список брокеров, которые работают в Украине, достаточно велик. Например, в этот список входят «Универ», ICU, «Фридом Финанс Украина», «Мир Инвест», Dragon Capital, БТС-Брокер
В «Универе» комиссия за покупку или продажу составит 0,05% от стоимости актива, но не менее 200 грн. Открытие и обслуживание счета у брокера бесплатное. В БТС-Брокер тарифы несколько выше: 350 грн за операции. Также он взимает 150 грн в год за обслуживание счета. Открытие счета бесплатное.
Кто покупает акции на украинской бирже
Накладные расходы при покупке иностранных акций в Украине значительно выше, чем при приобретении на иностранных биржах. Например, комиссия в Interactive Brokers за покупку и продажу составляет $0,0035 за акцию (но не менее $0,35), а у Exante — $0,02. Подробнее о тарифах иностранных брокеров, обслуживающих украинцев, «Минфин» уже писал в этой статье. Да и выбор активов на иностранных фондовых площадках значительно больше.
Поэтому возникает вопрос: кто и почему покупает акции иностранных компаний в Украине, если дешевле это делать на тех же американских биржах?
Как объясняет Алла Бондарь, физические лица действительно без проблем могут открыть счет у зарубежного брокера и торговать через него, но это сложно сделать корпоративным клиентам, страховым компаниям, юридическим лицам.
«Активов, которые можно покупать в Украине и которые при этом будут приемлемы для отчетности в Украине, немного. Фактически это ОВГЗ и несколько акций. Поэтому этими акциями иностранных компаний интересуются, в первую очередь, корпоративные инвестиционные фонды», — рассказала «Минфину» директор КУА Цикада.
Также, по ее словам, в Украине акции иностранных компаний могут покупать физические лица, которые уже вышли за пределы э-лимита инвестиций за границу. Ведь Нацбанк разрешает гражданам ежегодно переводить для приобретения недвижимости или акций в других странах не более 200 тыс. евро.
В КУА «Цикада» считают вывод иностранных акций на отечественную биржу успешным. «Каждый день происходит, по крайней мере, одна сделка по продаже этих акций. Акции каждого эмитента уже проданы примерно на сумму от 100 до 150 тыс. грн», — рассказала Алла Бондарь.
Назвать же какие-то акции самыми популярными нельзя — все проданы примерно на одинаковую сумму. Хотя есть и некоторые особенности: например, с Tesla было проведено только одну операцию, но большую по объему.
Какие акции скоро можно будет купить в Украине
В середине апреля стало известно, что НКЦБФР допустила к обращению в Украине акции таких фондов как iShares Asia 50 ETF и Vectors Gold Miners ETF. Появятся ли они в свободной продаже на украинских биржах — пока неизвестно, но инвестировать в них можно через созданный ICU фонд Global Equity Index.
В КУА «Цикада» рассказывают, что сейчас собирают заказы от клиентов, акции каких иностранных компаний для них интересны для инвестиций. Алла Бондарь говорит, компания также хотела бы завести в Украину несколько ETF, которые ориентируются на криптовалюты. Сейчас такие фонды представлены на биржах в Швейцарии и Канаде. Инвестировать через них можно в биткоин и эфириум.
Руководитель компании Perfomance Management Сергей Сароян считает привлечение известных международных имен на фондовый рынок Украины позитивным шагом, который поможет увеличить количество розничных инвесторов.
«Основная положительная сторона торговли именно через украинскую биржу в том, что есть физические реальные офисы, которые абсолютно легальные и ввод и вывод средств происходит по банковским реквизитам внутри страны», — добавляет Сароян.
По его мнению, многим потенциальным инвесторам еще нужно разъяснить, как заводить на торговые платформы деньги, какие риски у них возникают, как платить налоги с прибыли Однако, если биржи грамотно будут развивать эту деятельность, в конечном итоге к торговле можно будет привлечь и население. После этого вырастут как инвестиции в акции США на нашем рынке, так и в местные компании.
Tesla vs остальные: чего ожидать тем, кто инвестирует в электромобили в 2022 году
Будьте готовы к массовому внедрению электромобилей (EV) и усилению конкуренции среди нетрадиционных и традиционных автопроизводителей.
2022 год может стать своего рода годом прорыва для некоторых производителей электромобилей – компаний, производящих автомобили с батарейным питанием – после того, как некоторые из них добились значительных успехов в 2021 году. Традиционные автопроизводители прилагают усилия по переходу на производство электромобилей в долгосрочной перспективе.
Tesla планирует воспользоваться зеленой волной
В наступившем году Tesla, видимо, будет лидером, а конкуренты, включая производителей электромобилей и производителей обычных автомобилей, будут стремиться от неё не отставать.
«Мы считаем, что сейчас все готово для электромобилей, чтобы сделать значительный шаг вперед в привлечении клиентов на зеленой волне с множеством победителей в рамках крупнейшей трансформации автомобильной промышленности с 1950-х годов», – написал аналитик Wedbush Дэниел Айвз.
Главный вопрос: будут ли инвесторы в конечном итоге зарабатывать деньги на электромобилях? Ответ: маловероятно, что в 2022 году. Но этот год должен дать инвесторам возможность принять важные долгосрочные инвестиционные решения.
«Акции электромобилей отражают будущий параболический рост и потенциал маржи в ближайшие годы», – написал Айвз. «Мы также считаем, что в ближайшем будущем приверженцы традиционной автомобильной промышленности, которую представляют, например, GM, Ford и VW (Volkswagen), пересмотрят свои предпочтения, так как рыночная стоимость EV меняет отношение Уолл-стрит к этим именам».
Айвз ожидает, что электромобили будут составлять 5% мирового автомобильного рынка в 2022 году. Он ожидает, что электромобили увеличат свою долю рынка до 10% к 2025 году и до 30% к 2030 году. Тесла будет контролировать половину 5 трлн USD рынка электромобилей в течение следующего десятилетия, в то время как его конкуренты – примерно 100 производителей оригинального оборудования – будут бороться за оставшиеся 50%.
«[Генеральный директор Tesla Илон] Маск и компания справились с [глобальной] нехваткой поставок микросхем лучше, чем любой другой автопроизводитель в мире, за последние шесть месяцев, поэтому Tesla находится в сильной позиции, и 2022 год будет для неё переломным», – написал Айвз.
История успеха Tesla в Китае
Айвз рассматривает китайский рынок, открытие заводов компании в Берлине и Остине, штат Техас, и рост производственных единиц в качестве трех основных катализаторов расширения Tesla в 2022 году. На Китай может приходиться примерно 40% поставок Tesla в 2022 году, по словам Айвза.
«По нашим оценкам, история с Китаем стоит 400 долларов за акцию в 2022 году», – написал он.
По оценкам Айвза, сейчас Tesla производит 40 000 автомобилей в месяц. Производство существенно вырастет, так как новые заводы компании недалеко от Остина, Техас и Берлина, вступят в строй в начале 2022 года.
«Мы полагаем, что к концу 2022 года Tesla будет иметь мощность для производства (примерно) двух миллионов единиц в год с примерно одного миллиона сегодня», – написал Айвз.
Фактическое производство может составить от 1,4 млн до 1,5 млн автомобилей, так как давление в цепочке поставок снизится.
«Хотя Китай будет ключевым драйвером роста, мы полагаем, что спрос на Tesla Model Y в США и Европе вырастет, и 2022 год, вероятно, станет еще одним годом прорыва для Tesla и индустрии электромобилей в целом», – написал он.
Rivian наращивает производство
Айвз также оптимистично настроен по отношению к Rivian, которую он считает «переломным игроком» на рынке электромобилей, так как она сосредоточила своё внимание на пикапах и внедорожниках. Rivian начнет массово выпускать пикап R1 и внедорожник R1S в начале 2022 года после наращивания производства на своем флагманском заводе в Нормале, штат Иллинойс, в конце 2021 года.
Rivian – новичок в производстве электромобилей, который появился в 2021 году и выделился из толпы вместе с Lucid, которым руководит бывший главный инженер Tesla Питер Роулинсон.
Оглядываясь на прошедший год, можно сказать, что Rivian – это хорошая история для электромобилей. Американская компания вышла на IPO, в результате чего в ноябре было привлечено 11,9 млрд долларов.
С тех пор цена акций Rivian большую часть времени оставалась выше 100 USD, за исключением нескольких дней, когда она снизилась из-за более низких, чем ожидалось, финансовых результатов.
Ожидается, что дебютные автомобили компании, R1T и R1S, будут выпущены в начале 2022 года и будут конкурировать с совершенно новым Hummer GM, F-150 Ford, Tesla(Cybertruck) и затем будут соперничать с традиционной автомобильной промышленностью в последующее десятилетие.
Производство Rivian в 2021 году упало на несколько сотен автомобилей по сравнению с запланированными 1 200 автомобилями. Руководство объяснило дефицит нехваткой микросхем и других компонентов и проблемами, связанными с наращиванием производства на двух линиях автомобилей, пикапов и внедорожников, на флагманском заводе компании в городе Normal, штат Иллинойс.
Но генеральный директор RJ Scaringe сказал аналитикам в начале декабря, что проблемы взяты под контроль и не представляют собой долгосрочных системных проблем. Компания уверена, что производственное давление снизится, когда второй завод в США недалеко от Атланты, штат Джорджия, начнет коммерческое производство в 2024 году.
«Объединив уникальную бизнес-стратегию Rivian и усилия в коммерческом пространстве, у компании есть возможность открыть огромный доступный рынок», – написал Айвс. «Мы верим, что компания станет лидером и крупным игроком как в сфере потребительской роскоши, так и в сфере коммерции».
Rivian производит 100 000 фургонов для доставки для Amazon, одного из ее спонсоров, по предварительному заказу. Кроме того, руководители Rivian указали во время первого публичного ежеквартального отчета о прибылях и убытках в начале декабря, что в будущем могут быть произведены и другие коммерческие грузовики.
Акции Lucid сильно выросли в 2021 году
Lucid производит роскошные электромобили. В июле компания объединилась с Churchill Capital Group IV и вскоре после этого дебютировала на Nasdaq по цене 25 долларов за акцию, которая вскоре резко выросла.
Цена выросла более чем вдвое, достигнув 55 долларов в конце ноября, а Lucid, несмотря на то, что еще не поставил ни одного автомобиля, даже превзошла Ford по рыночной капитализации. Но цена акций Lucid резко упала на 19% после того, как компания сообщила, что ее слияние с Churchill, компанией специального назначения (SPAC), расследуется Комиссией по ценным бумагам и биржам США.
Новички в электромобилях Fisker, Canoo и Lordstown Motors, видимо, тоже намерены увеличить свои доли на рынке в 2022 году и в последующий период.
Lordstown пережил очень сложный год, когда, по данным Vindy.com, прототип пикапа Endurance был уничтожен пожаром во время первого дорожного испытания в январе, в отчёте Hindenburg Research компания обвинялась в том, что вводит инвесторов в заблуждение, затем последовали судебные иски, крупный штраф за неуплаченный налог на имущество и перестановки в руководстве.
Но в ноябре Lordstown объявил, что начнет коммерческое производство, а отложенные поставки Endurance начнутся в третьем квартале 2022 года.
Китайские производители электромобилей XPeng, NIO и Li Auto, похоже, настроены на расширение после увеличения поставок в конце 2021 года.
Аналитики считают, что подписанный президентом США Джо Байденом закон об инфраструктуре, а также политика США и других правительств, направленная на производство электромобилей и сокращение масштабов климатических изменений, укрепят этот сектор. Распространение зарядных станций для электромобилей и налоговые льготы также будут стимулировать рост внедрения электромобилей и инвестиций.
Традиционные автопроизводители переходят на электромобили
Автомобильный аналитик Morningstar Ричард Гилберт насчитал 38 стартапов по производству электромобилей – другими словами, чистых производителей электромобилей. Из них 23 публично торгуются, а 17 стали публичными компаниями с 2020 года.
Кроме того ожидается, что традиционные автопроизводители начнут расширять свои предложения электромобилей в 2022 году.
В подробном декабрьском отчете Гилберт отметил, что BMW, Daimler, Ferrari, Ford, General Motors, Honda, Nissan, Renault, Stellantis, Toyota и Volkswagen разрабатывают чистые электромобили вместе с различными формами гибридов, сочетающих в себе обычную и электрическую энергию.
В отчете Гилберта не говорится о том, что какой-либо из традиционных автопроизводителей резко увеличит производство конкретной модели электромобиля в 2022 году. Скорее этот год будет использоваться для разработки.
Гилберт отметил, что Ford представит свой пикап Lightning EV в 2022 году. Между тем, BMW намерен ежегодно увеличивать производство электромобилей на 50% в период с 2021 по 2025 год. Ожидается, что к 2023 году на рынке появится 90% моделей электромобилей BMW, а 2022 год будет важным годом для развития компании.
И, как отметил Гилберт, в 2022 году у Daimler появится опция электромобиля для каждого сегмента автомобилей. Ожидается, что GM объявит о продажах электромобилей на сумму 10 миллиардов долларов в 2023 году, соответственно, предыдущий год будет очень важен.
У Volkswagen также год может быть очень важным, если судить по долгосрочным перспективам, обрисованным Гилбертом.
По словам аналитика, Volkswagen планирует запустить свою стратегию унифицированных ячеек (unified cell strategy) в 2023 году, поэтому подготовка к этому должна происходить уже в 2022 году. В технологии унифицированных ячеек компании используются те же форматы физических блоков, что и в других аккумуляторных системах, но с другим химическим составом. Эта стратегия призвана сделать будущие разработки электромобилей менее дорогими и трудоемкими.
VW может превзойти Tesla к 2030 году
По ожиданиям Гилберта, к 2030 году Volkswagen может превзойти Tesla по продажам электромобилей, при этом немецкий автопроизводитель будет контролировать 18% рынка, а американская компания сохранит за собой 16%.
«Если Volkswagen достигнет поставленных целей по проникновению объема продаж, в 2025 году компания сможет превзойти Tesla по продажам», – написал он.
Гилберт ожидает, что к 2030 году на электромобили будет приходиться большая часть продаж автомобилей Volkswagen класса люкс.
Объем продаж электромобилей будет расти на 49% ежегодно в период с 2019 по 2030 год, а производство электромобилей в этот период будет расти на 47% ежегодно. Другими словами, такой рост ожидается в 2022 году.
Независимо от того, что происходит с точки зрения продаж или производства, 2022 год должен стать важным годом для инвестиций в электромобили среди традиционных автопроизводителей.
В своем твите середины декабря аналитик Ark Investment Сэм Корус отметил, что традиционные производители вложат миллиарды долларов в разработку электромобилей до 2025 года.
По словам Коруса, Toyota инвестирует около 35 млрд долларов в электромобили в течение следующих 10 лет, а Volkswagen потратит около 90 млрд долларов до 2026 года. Mercedes планирует инвестировать 40 млрд долларов до 2030 года, а Stellantis и GM выделят 30 и 35 млрд долларов США соответственно до 2025 года.
Но Гилберт из Morningstar пришел к выводу: «Мы считаем, что планы автопроизводителей по выводу на рынок электромобилей с аккумуляторными батареями, или BEV, сами по себе не представляют собой инвестиционную возможность из-за капиталоемкости и жесткой конкуренции.
Но мы считаем, что на стоимость некоторых автопроизводителей негативно повлиял шок перехода от двигателей внутреннего сгорания или ДВС».
Он добавил: «Благодаря ужесточению государственного регулирования в области чистого воздуха во всем мире и даже предстоящему прямому запрету на автомобили с ДВС, 2020-е годы станут десятилетием чистых электромобилей».
Источник https://minfin.com.ua/currency/articles/yak-kupiti-akciyi-apple-i-tesla-v-ukrayini/
Источник https://www.forex.blog/tesla-vs-ostalnye-chego-ozhidat-tem-kto-investiruet-v-jelektromobili-v-2022-godu/
Источник
Источник