Главная / Законодательство / Госдума одобрила реформу инвестиций граждан на бирже
Опубликовано: 7 ноября 2021

Госдума одобрила реформу инвестиций граждан на бирже

Госдума одобрила реформу инвестиций граждан на бирже

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «О рынке ценных бумаг», которые ограничат доступ начинающих инвесторов к иностранным акциям и сложным инструментам. Закон вступит в силу с 1 апреля 2022 года.

Законопроект, который еще должен пройти чтение в Совете Федерации, введет в законодательство понятие неквалифицированного инвестора. По умолчанию таковыми будут считаться новички на фондовом рынке. Сейчас такой градации нет, но есть возможность получить статус квалифицированного инвестора, чтобы вкладывать в сложные структурные инструменты и ценные бумаги, которые не представлены на российских биржах. А чтобы стать квалифицированным инвестором, нужно либо владеть активами более чем на 6 млн руб., либо иметь экономическое образование, либо совершить в течение года сделки с ценными бумагами более чем на 6 млн руб.

Новый подход

Требований для неквалифицированных инвесторов не будет, но и инвестировать они смогут только в наиболее защищенные активы. Это акции из котировальных списков бирж (наиболее ликвидные бумаги), простые облигации российских эмитентов, ОФЗ, паи открытых и интервальных биржевых ПИФов, ряд наиболее надежных иностранных облигаций. Для неквалифицированных игроков также будут доступны иностранные бумаги, входящие в индексы, перечень которых определен Банком России. Предварительный список содержит 40 индексов, среди них есть американские NASDAQ-100, S&P 500 и Dow, британский FTSE и т.д.

Брокеры неоднократно выступали с критикой планов ЦБ, настаивая, что те не защищают инвесторов от серьезных угроз, но при этом ограничивают для них право выбора инструментов для вложений. Изменения приведут к тому, что часть иностранных ценных бумаг, обращающихся на биржах, и практически все внебиржевые срочные продукты будут недоступны инвесторам, которые не являются квалифицированными, объясняет директор по юридическим вопросам ФГ «БКС» Марина Цамалаидзе: этим рынок «не очень доволен», поскольку такие иностранные ценные бумаги по большей части «являются надежными».

Фото:Владимир Астапкович / РИА Новости

Доступ к остальным иностранным бумагам, договорам РЕПО, производным финансовым и структурным инструментам инвестор получит после прохождения тестирования у брокера или другого участника финансового рынка. Формат тестирования еще не разработан, но, как следует из законопроекта, вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы «ответы на них могли оценить опыт и знания» клиента, а также свидетельствовать о том, что инвестор «в состоянии оценить риски с учетом характера предполагаемых сделок». «Если вы покупаете какую-то иностранную ценную бумагу, которая предполагает самостоятельную уплату налога на доход по такой ценной бумаге, клиент должен продемонстрировать понимание, что он должен этот налог заплатить», — объяснял задачи тестирования первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

Участники рынка, которые нарушат процедуру тестирования, в случае необходимости должны будут выкупить приобретенный клиентом финансовый инструмент. Клиенты брокеров, провалившие тестирование, смогут обратиться к праву «последнего слова», позволяющему вложить до 100 тыс. руб. в любую сделку. В этом случае брокер должен будет предупредить такого клиента о рисках.

Квалифицированные инвесторы, признанные таковыми до вступления закона в силу (1 апреля 2022 года), сохранят свой статус. Тестирование можно будет не проводить и тем, кто до дня вступления нового закона в силу уже совершал подобные сложные сделки.

Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Инициатор изменений — Центральный банк, выступающий за то, чтобы защитить неквалифицированных инвесторов. «Здесь не будет запрета, здесь будет некая процедура допуска, которая позволит самого же инвестора защитить от потенциальных рисков, а такие риски, к сожалению, бывают», — объясняла логику законопроекта председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в июне.

В последние годы начался заметный приток частных инвесторов на фондовый рынок: в мае Московская биржа отчиталась о том, что уже более 5,1 млн человек открыли свои брокерские счета. За пять месяцев 2020 года объем операций физических лиц с акциями в сравнении с тем же периодом 2019-го увеличился более чем в 2,5 раза, до 7,9 трлн руб. Приток инвесторов происходит на фоне смягчения денежно-кредитной политики ЦБ: ключевая ставка сейчас находится на рекордно низком уровне — 4,5%, а вслед за ней снижаются и ставки по вкладам.

Фото:Ярослав Чингаев / ТАСС

ЦБ против брокеров

Законопроект был принят в первом чтении в мае 2019 года и затем разные его версии, которые отличались жесткостью ограничений, обсуждались до начала нынешнего лета. Так, в одной из прошлогодних версий законопроекта, сумма сделки по праву «последнего слова» не превышала 50 тыс. руб., а иностранные акции и вовсе не были доступны неквалифицированным инвесторам. Более того, в первых версиях законопроекта вводились четыре категории инвесторов, но ЦБ согласился упростить регулирование, а затем поддержал ряд предложений участников рынка, просивших вводить как можно меньше новых ограничений.

Вам будет интересно  Новый Закон об Иностранных Инвестициях в КНР

«Успокоить регулятора»

«Проект закона предполагает, что тестовые вопросы и порядок проведения тестирования будут прописаны в базовых стандартах по защите прав потребителей, разработанных СРО на финансовых рынках. Банк России определяет требования к содержанию таких стандартов. Регулятор и СРО начали первые обсуждения этого вопроса», — сообщил РБК представитель ЦБ. Так как стандарты должны быть приняты к 1 апреля 2022 года, у профессионального сообщества и ЦБ «будет достаточно времени, чтобы определиться с подходами к проведению тестирования», добавил он.

«Текущая версия законопроекта вполне сбалансирована, делает возможным развитие рынка и не вредит, как это произошло бы, если бы был принят первоначальный вариант законопроекта», — сказал РБК глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. По его словам, тема иностранных акций живо обсуждалась, потому что рынок отечественных бумаг практически не развивается, а инструментов, подходящих неквалифицированным инвесторам, не так много.

«Пригласив больше 5,5 млн инвесторов, мы рисковали тем, что они не найдут необходимых инструментов и тогда бенефициарами наших усилий станет иностранная инфраструктура и индустрия. Сейчас, когда в России сформировался внутренний рынок иностранных ценных бумаг, мы об этом меньше беспокоимся и при этом не сомневаемся в том, что главным спросом будут пользоваться именно отечественные инструменты», — отметил Тимофеев.

В конце апреля НАУФОР и Национальная финансовая ассоциация (НФА) направили в ЦБ образцы тестов по тем группам инструментов, по каким с ЦБ не было разногласий. По словам Тимофеева, ассоциации предложили Центробанку сгруппировать вопросы по типу финансовых инструментов — всего сделать семь-восемь групп, где в каждой не более семи вопросов. Вопросы будут публичными. «У компаний будет возможность задавать дополнительные вопросы к предусмотренным стандартом», — добавил он.

Законопроект стал более компромиссным, признает руководитель департамента по работе с ключевыми и корпоративными клиентами ГК «ФИНАМ» Александр Бирман, но он скорее призван «успокоить» регулятора, чем реально защитить российских инвесторов от недобросовестных практик.

«Скорее всего, аттестация не будет мотивировать клиентов к повышению финансовой грамотности», — говорит Бирман, добавляя, что «ответы на тестовые вопросы быстро окажутся в свободном доступе, проконтролировать это будет сложно, в итоге есть все риски выхолащивания самой идеи квалификации». Аттестация, по словам Бирмана, может стать дополнительным барьером, из-за которого клиенты «пойдут за инвестиционными решениями в иностранные компании, а в худшем случае даже могут попасть в лапы финансовых мошенников».

Нелогичной выглядит концепция «последнего слова», считает Цамалаидзе из БКС: «Даже если клиент формально не соответствует критериям квалифицированного, но по сути таковым является и неплохо разбирается в продукте, он не сможет купить такой продукт более чем на 100 тыс. руб. и еще охотнее уйдет в другую юрисдикцию».

Что изменится в налогообложении инвесторов с мая 2021 года

Владимир Байбаков, ведущий технолог ОАО «РЖД»

Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» принят Думой, одобрен Советом Федерации, подписан президентом и опубликован. А стало быть, с 20 мая 2021 года вступают в силу его положения, касающиеся упрощенного порядка получения налоговых вычетов, а с 1 января 2022 года — в полном объеме.

Что нового он принесет нам, инвесторам — физическим лицам?

Статья 219. Социальные налоговые вычеты

Изменяется порядок получения налогоплательщиком социальных налоговых вычетов в сумме:

— уплаченной за обучение: свое и детей в возрасте до 24 лет;

— уплаченной за медицинские услуги (ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет), а также за лекарства, назначенные им лечащим врачом;

— страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни.

Согласно действующему Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ), вычет предоставляется работодателем (налоговым агентом) на основании письменного заявления с предоставлением справки из ФНС о праве на получение такого вычета.

По новой редакции НК РФ, налогоплательщик направляет в налоговый орган заявление о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов. Заявление должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 30 календарных дней, после чего налоговый орган информирует налогоплательщика о результатах рассмотрения заявления через личный кабинет налогоплательщика или по почте заказным письмом, а также представляет налоговому агенту подтверждение права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов.

Вам будет интересно  Российский фонд прямых инвестиций

Статья 219.1. Инвестиционные налоговые вычеты

Вычет в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет (тип А)

Особенности получения этого вычета определяются в пункте 3 статьи 219.1 НК РФ. По действующему НК РФ вычет предоставляется «при представлении налоговой декларации на основании документов, подтверждающих факт зачисления денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет». Новая редакция НК РФ не отменяет действующий порядок, но дополняет его возможностью получения вычета в упрощенном порядке при наличии в налоговом органе необходимых сведений, представленных налоговым агентом.

Вычет в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (тип Б)

Особенности получения этого вычета определяются в пункте 4 статьи 219.1 НК РФ. По действующему НК РФ вычет «предоставляется налогоплательщику налоговым органом при представлении налогоплательщиком налоговой декларации либо при исчислении и удержании налога налоговым агентом при условии представления справки налогового органа…». Новая редакция НК РФ не отменяет действующий порядок, но дополняет его возможностью подать налоговому агенту (брокеру) при расторжении договора на ведение ИИС письменное заявление, и уже налоговый агент обратится в налоговый орган за получением необходимой для предоставления вычета информацией.

Статья 220. Имущественные налоговые вычеты

Федеральный закон № 100-ФЗ вносит ряд уточнений и разъяснений, касающихся момента возникновения права на получение имущественного налогового вычета. Так, указано, что при приобретении прав на квартиру (долю) в строящемся доме право на налоговый вычет возникает после передачи объекта долевого строительства от застройщика к собственнику и государственной регистрации прав налогоплательщика на эту квартиру (долю).

Внесены уточнения в перечень документов, которые должен предоставить налогоплательщик в налоговый орган для подтверждения прав на налоговый вычет.

Даны разъяснения по поводу того, каким образом налоговый орган подтверждает права налогоплательщика на налоговый вычет, если налогоплательщик обращается за получением такого вычета к работодателю (налоговому агенту).

В новой редакции НК РФ налогоплательщик направляет в налоговый орган заявление о подтверждении права на получение имущественных налоговых вычетов, связанных с покупкой или строительством жилья, и документы для подтверждения прав на налоговый вычет. Заявление должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 30 календарных дней, после чего налоговый орган информирует налогоплательщика о результатах рассмотрения заявления через личный кабинет налогоплательщика или по почте заказным письмом, а также представляет налоговому агенту подтверждение права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов.

Кроме того, предусмотрена возможность получения имущественного налогового вычета в отношении покупки или строительства жилья в упрощенном порядке, на основании сведений, предоставленных в налоговый орган банком (при условии представления таких документов налогоплательщиком банку).

Статья 221.1. Упрощенный порядок получения налоговых вычетов

В новой статье НК РФ определяется упрощенный порядок получения инвестиционного налогового вычета по ИИС типа А, а также имущественного налогового вычета, связанного с покупкой или строительством жилья.

Указано, что вычет может быть предоставлен на основании заявления налогоплательщика по окончании налогового периода (года) не более чем за три года, предшествующих году подачи заявления.

Заявление должно быть сформировано в личном кабинете налогоплательщика и содержать реквизиты счета в банке для возврата денег.

Вычет в упрощенном порядке предоставляется «при наличии в налоговом органе сведений о доходах физического лица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом».

Налоговый орган в срок не позднее 20 марта размещает в личном кабинете налогоплательщика данные для заполнения заявления или направляет сообщение о невозможности получения налогового вычета в упрощенном порядке с указанием причин. Если необходимые сведения были предоставлены банком или налоговым агентом после 1 марта, данные для заполнения заявления размещаются в течение 20 рабочих дней после предоставления таких сведений.

После получения заявления налоговый орган производит камеральную налоговую проверку (КНП). Причем, если в действующем НК РФ КНП предусмотрена только для налоговой декларации, федеральный закон № 100-ФЗ вносит изменения в статью 88 «Камеральная налоговая проверка». Основанием для проведения КНП теперь может быть и заявление.

Срок проведения КНП на основе заявления устанавливается в 30 календарных дней со дня подачи заявления. Если до окончания КНП выявлены признаки нарушений, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения КНП до трех месяцев со дня представления заявления, о чем налогоплательщик должен быть извещен через личный кабинет налогоплательщика или заказным письмом в срок не более трех дней.

Вам будет интересно  Прямые иностранные инвестиции: особенности финансового механизма

Отметим, что по ныне действующему законодательству (пункт 2 статьи 88 НК РФ) срок КНП по НДФЛ устанавливается в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Возможность продления или приостановления такой проверки не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009). Однако если налогоплательщик предоставил уточненную налоговую декларацию, то начинается новая камеральная проверка, срок которой — снова три месяца.

Пункт 3 статьи 88 НК РФ предоставляет налоговому органу право запрашивать в ходе КНП у налогоплательщика пояснения или требовать внести исправления. Закон № 100-ФЗ вносит изменения в эту статью, указывающие, что она не относится к КНП на основе заявления. То есть запрашивать что-то у налогоплательщика при проведении такой КНП нельзя.

По результатам КНП принимается решение либо о предоставлении налогового вычета полностью, либо об отказе, либо о предоставлении налогового вычета частично.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогам, задолженности по пеням или штрафам налоговый орган производит зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения недоимки и задолженности. Срок принятия решения о зачете — не позднее двух дней, следующих за днем принятия решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично.

Поручение на возврат суммы налога в связи с предоставлением налогового вычета оформляется в срок не позднее десяти дней со дня принятия налоговым органом решения о предоставлении налогового вычета и решения о зачете и направляется в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение пяти дней со дня получения поручения осуществляет выплату.

При нарушении срока возврата суммы налога с 16-го дня после принятия решения о предоставлении налогового вычета начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Если уже после того, как решение о возврате суммы налога принято, в налоговый орган поступают уточненные сведения от налогового агента или банка, приводящие к уменьшению суммы возврата, налоговый орган в течение пяти дней принимает решение о полной или частичной отмене решения о предоставлении налогового вычета. Об этом в срок не позднее трех дней со дня принятия решения должен быть проинформирован налогоплательщик: через личный кабинет налогоплательщика или по почте заказным письмом. Налогоплательщик должен оплатить излишне выплаченную сумму в течение 30 календарных дней со дня направления извещения.

На суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ. Проценты начисляются на сумму налога, полученную налогоплательщиком, начиная с даты поступления денежных средств на его банковский счет до даты принятия решения о полной или частичной отмене решения о предоставлении налогового вычета.

Краткие выводы

Несомненным плюсом нового закона можно считать то, что упрощаются коммуникации между налогоплательщиком, налоговым органом и налоговым агентом (работодателем, брокером). Все действия теперь можно проводить в онлайн-формате. Особенно приятно, что теперь при закрытии ИИС с вычетом по типу Б больше не надо получать справку: брокер сам запросит всю необходимую информацию в налоговом органе.

Есть ли смысл получать налоговый вычет на основании заявления? Однозначного ответа нет. С одной стороны, мы освобождаемся от необходимости собирать и предоставлять в налоговую инспекцию всевозможные справки и документы. С другой стороны, при ныне действующей системе подачи налоговой декларации через личный кабинет налогоплательщика это не выглядит чересчур обременительно. А возможность самому контролировать процесс расчета налогового вычета сама по себе достаточно ценна.

Никакого выигрыша по времени упрощенный порядок не дает. Так, многие инвесторы подают налоговые декларации в январе. Срок прохождения КНП — три месяца. То есть в апреле решение о предоставлении налогового вычета уже бывает принято. В случае упрощенного порядка данные для заполнения заявления появятся только в марте. С учетом срока КНП в один месяц решение о предоставлении вычета появится также в апреле. Однако срок КНП при упрощенном порядке может быть продлен еще на три месяца.

Впрочем, для большинства начинающих инвесторов, которых слова «личный кабинет налогоплательщика» и «налоговая декларация» приводят в ужас, возможность вместо страшной налоговой декларации ограничиться заявлением может оказаться привлекательной.

Источник https://www.rbc.ru/finances/21/07/2020/5f1044fc9a7947c9e75524cc

Источник https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10945628

Источник

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан.