Содержание
Банк и лизинговая компания — брак по расчету
Банковские кредиты все еще остаются основным источником финансирования лизинговых компаний,но нормативы на одного заемщика не дают банкам разогнаться в их энтузиазме по отношению к дочернему лизингу. А самим лизинговым компаниям становятся все интереснее услуги инвестиционного банкинга, которые можно получить не толькоу материнского банка, — облигации, кредитные ноты, секьюритизация активов — вплоть до IPO.
Яблоко от яблони недалеко падает
Значительная часть лизинговых компаний в России возникла изначально как дочерние подразделения банков. Многие из них стали потом независимыми фирмами, однако, даже обретя формальную самостоятельность, многие лизинговые компании остаются крепко привязанными к банку, так как нуждаются в значительном объеме кредитных ресурсов. Эти средства направляются на приобретение имущества, которое и предоставляется лизингополучателям (клиентам) на условиях финансовой аренды. Для быстрого развития бизнеса собственных средств компании, как правило, не хватает, и таким образом лизинговые компании попадают в категорию клиентов кредитных институтов.
Заместитель генерального директора компании «Локат Лизинг Руссия» Дмитрий Шабалин рассказал «БО» о двух основных формах сотрудничества лизинговых компаний и банков. Первая — когда банки служат основным источником кредитных средств для лизинговых компаний. Это верно как для фирм, которые являются дочерними предприятиями банков, так и для независимых лизингодателей. Вторая форма сотрудничества — привлечение кредитной организацией своих клиентов для лизинговой фирмы. Подобная схема работы характерна для игроков рынка финансовой аренды, которые являются банковскими «дочками». «У всех «банковских» лизинговых компаний доля клиентов, которые привлечены кредитным институтом, составляет как минимум половину портфеля сделок», — уверяет Дмитрий Шабалин.
В зависимости от степени самостоятельности дочерней лизинговой компании материнский банк может обеспечивать лизингодателя дополнительными услугами: администрированием текущих сделок, проверкой потенциальных клиентов, юридическим сопровождением. В некоторых случаях кредитная организация выступает для лизинговой фирмы клиентом-лизингополучателем. В основном это касается сделок финансовой аренды автомобилей и банковского IT-оборудования.
От кредитов до IPO
«Среди всех перечисленных вариантов сотрудничества на первом месте, естественно, находится прямое банковское кредитование, — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). — Однако его размер ограничен нормативом Банка России». Банк может кредитовать одного заемщика на сумму, не превышающую 25% от собственного капитала кредитной организации. Когда этот лимит исчерпывается, банкам и лизинговым компаниям приходится изобретать другие способы финансирования. Выходом может стать как дробление дочернего лизингового бизнеса, создание целой группы дочерних лизинговых компаний, так и организация синдицированного кредитования или выпуска ценных бумаг. Есть у банкиров и другие способы найти деньги для лизингодателя, например, выход на фондовые рынки, участие в подготовке секьюритизационных схем, организация IPO. По словам специалистов лизинговой компании «Центр-Капитал», зачастую для средней лизинговой компании банк выступает как незаменимый финансовый консультант и помощник в организации привлечения западного финансирования и подготовке CLN (Credit Linked Notes, еврооблигации-кредитные ноты. — Прим. «БО»).
По словам финансового директора компании «ВКМ-Лизинг» Дениса Махова, вексельные программы и облигационные займы наиболее актуальны для независимых или быстрорастущих компаний, за которыми не стоят финансовые институты или нет мощной поддержки со стороны производителя. Например, если на начальном этапе развития фирма «ВКМ-Лизинг» активно пользовалась поддержкой компании «Рузхиммаш», то сейчас для сохранения существующих темпов развития лизингодателю придется выходить на фондовый рынок.
Кредит для лизинга — свидетельство слабости или надежности?
Руководители лизинговых компаний согласны в том, что банковские кредиты остаются одним из самых популярных способов привлечения средств, однако расходятся в оценке компаний, которые преимущественно пользуются кредитами. «Любая рыночная компания использует прежде всего банковские кредиты для финансирования реализуемых лизинговых проектов», — уверяет финансовый директор компании «Глобус-Лизинг» Павел Коржавин. Денис Махов («ВКМ-Лизинг») считает, что кредиты в банках — это традиционный способ привлечения денежных средств для лизинговых компаний с целью финансового обеспечения сделок. «Ссуды или использование кредитных линий является эволюционным элементом развития любой лизинговой компании», — объясняет эксперт. Когда компания полностью выбирает установленный банком-партнером лимит, она или останавливается в росте, чего, как правило, не происходит, или ищет финансирование иного рода. Это неизбежный этап, так как требуется чем-то заместить привлеченные кредиты и высвободить установленные банковские лимиты. Чтобы иметь возможность развиваться, лизинговой компании необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов для привлечения заемных средств (векселя, облигации, секьюритизация, IPO).
Эксперты расходятся и в оценках доли банковских кредитов в общей массе займов лизинговых фирм, но большинство из них согласно с тем, что этот показатель не опускается ниже 60%. По словам финансового директора компании «Скания Лизинг» Александра Рябчинского, сейчас кредиты банков являются основным источником финансирования российских лизинговых компаний и составляют до 90% в общей массе полученных заемных средств. Конечно, есть и исключения, отмечает эксперт. У некоторых компаний, как правило, аффилированных с госструктурами, значительную долю финансирования может составлять уставный капитал или облигационные займы.
Финансовый директор компании «Стоун-XXI» Владимир Панибратец более сдержан в оценках. Он полагает, что доля кредитов составляет около 80% в общем объеме заемного финансирования лизинговых компаний. А Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») говорит о еще меньшей доле ссуд — 60% от размера источников формирования пассивов лизинговой компании. Однако эксперт отмечает, что остальные источники денег (авансы лизингополучателей, коммерческие кредиты поставщиков, собственные средства лизингодателя) играют значительно меньшую роль.
Статистика упоминания слова «лизинг»
в российских печатных СМИ за последние 10 лет
Кредиты популярные и недоступные
На лизинговом рынке часто говорят о том, что есть масса альтернатив банковским кредитам — облигации или секьюритизация обязательств клиентов. Только вот освоить такие способы получения финансирования многим лизингодателям, особенно небольшим фирмам, до сих пор не по силам. У кого-то кредитный рейтинг клиентов не достаточно высокий, кто-то не может найти специалистов, чтобы провести сделку. Поэтому банковский кредит остается пусть не самым дешевым (в среднем кредиты выдаются под 14%), зато отработанным и доступным способом найти деньги.
По мнению специалистов компании «Центр-Капитал», ситуация вряд ли изменится, и в ближайшем будущем кредиты сохранят свою популярность. Ведь несмотря на то, что тот же выпуск облигаций — это далеко не новый способ достать деньги, число лизинговых компаний, выпустивших такие ценные бумаги, на сегодняшний день очень и очень мало. Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») тоже считает, что существенного сокращения банковских кредитов, предоставленных лизинговым компаниям, не произойдет. Во-первых, их просто нечем заменить, особенно в условиях постоянного роста объема лизингового рынка, а для лизинговых компаний это самый легкий путь привлечения заемных средств. Во-вторых, у многих российских банков сегодня существует реальная проблема размещения своих свободных средств, а лизинговый бизнес является довольно надежным вариантом их инвестирования.
Впрочем, и банковские кредиты лизинговым компаниям не всегда даются легко. Конечно, проще всего получить ссуду кэптивным лизинговым фирмам. А вот если в банк обращается независимый лизингодатель, процесс получения ссуды значительно усложняется. Далеко не все кредитные организации адекватно оценивают лизинговые фирмы, пытаясь привязать финансируемые контракты к какому-то виду производства. Поэтому число банков, готовых кредитовать операции финансовой аренды, ограничено, как и объемы займов, которые могут привлечь лизинговые компании. Это связано не только с ограничениями у банков, но и с территориальными требованиями. Например, многие кредитные организации отказываются выдавать ссуду, если лизингодатель или его клиент располагаются в другом регионе.
«Капризы» банкиров имеют объяснение. «Нормативные акты, регулирующие работу банков, не в полной мере адаптированы к условиям лизинговой деятельности, — рассказывает Денис Махов («ВКМ-Лизинг»). — В частности, коэффициентный анализ, который применяется при кредитовании промышленных предприятий, нельзя использовать для лизинговых компаний». Поэтому, несмотря на то, что лизингодатель показывает растущие показатели, банки, опираясь на нормативные акты, помещают компанию в категорию рискованных и низкоклассных клиентов, со всеми вытекающими последствиями (повышение ставки, снижение сроков финансирования).
Но даже если не брать во внимание факт несовершенства нормативной базы, то банкам все равно довольно сложно принять решение о выдаче кредита лизингодателю «со стороны». В случае неплатежей по ссуде с дочерней фирмой разобраться будет просто. А сторонняя организация может повести себя совершенно непредсказуемо, как и ее клиент, под контракт с которым выдавалась ссуда. «Главная проблема при кредитовании лизингодателей — это степень кредитного риска», — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). Ведь лизинговая компания не сама по себе генерирует выручку, достаточную для погашения банковского кредита, — это делает лизингополучатель. Поэтому, предоставляя ссуду лизинговой фирме, банк принимает на себя не только кредитный риск заемщика-лизингодателя, но еще и риск конечного пользователя средств — лизингополучателя. «При совершении некрупных лизинговых сделок анализ банком лизингополучателя экономически неэффективен — это снижает возможность финансирования таких сделок, — отмечает Владимир Панибратец («Стоун-XXI»). — Кроме того, кредитные организации иногда требуют поручительство лизингополучателя, на что последние идут не всегда охотно». Однако такой скрупулезный подход банкиров приносит свои плоды. «Пока доля сомнительных долгов в российском лизинговом секторе значительно меньше, чем доля проблемных банковских кредитов в остальных отраслях», — отмечает Дмитрий Шабалин.
Еще одним серьезным препятствием в предоставлении кредитов сторонним лизингодателям для банков, по словам заместителя генерального директора компании «Экспо-лизинг» Татьяны Шульги-Морской, является непрозрачность лизингополучателей. Это приводит к тому, что банк долго рассматривает и оценивает проекты, под которые запрашивается кредит, и заставляет предоставлять огромное количество документов как лизингодателя, так и лизингополучателя. А вот Александр Рябчинский («Скания Лизинг») уверен, что главная трудность — размер и имя лизинговой фирмы. Чем фирма больше и известнее, тем лучше условия, которые банки могут ей предложить. А вот маленьким компаниям придется потрудиться, чтобы доказать банку свою надежность. Кроме того, по словам финансового директора лизинговой компании «Каркаде» Алексея Смирнова, лизинговые фирмы, не входящие в банковско-промышленные группы, при привлечении финансовых ресурсов через банк сталкиваются с наличием в его структуре компании-конкурента, что иногда серьезно осложняет ситуацию.
Формы сотрудничества банков и лизинговых компаний
Упражнение для инвестиционного банкира
Лизинговые компании, которые специализируются на финансовой аренде имущества, как правило, не имеют в штате специалистов, способных, например, организовать выпуск внутренних облигаций или евробондов. В этом деле лизинговые фирмы часто пользуются помощью банкиров. Банки могут и сами выступить с той или иной инициативой. Причем если лизингодатель тесно связан с банком, то поле для деятельности расширяется. Например, на базе сотрудничества инвестиционного банка «КИТ Финанс» и его дочерней лизинговой компании «Магистраль Финанс», а также фирм «Инвестиционный партнер» и «Объединенные инвесторы», была реализована первая сделка по секьюритизации лизинговых обязательств. Она позволила лизингодателю получить большой объем средств — 12,57 млрд рублей на выгодных условиях (под 7,875% годовых). Основной смысл схемы заключался в том, чтобы собрать в единый пул (пакет) обязательства по лизинговым контрактам Российских железных дорог, далее перепродать их иностранной компании специального назначения — Red Arrow International Leasing PLC, которая выступит эмитентом облигаций.
Как рассказал генеральный директор лизинговой компании «Магистраль Финанс» Константин Яковлев, сделка имела сложную структуру, как и любой процесс секьюритизации активов, который сам по себе достаточно трудный и дорогостоящий. Ведь в нем участвует много звеньев: оригинатор, основной и запасной сервисные агенты, андеррайтеры, управляющий денежными средствами, юрисконсульты, платежный агент, рейтинговое агентство. Вряд ли «Магистраль Финанс» была бы в состоянии организовать выпуск бумаг без поддержки материнского инвестбанка. Интересно, что и сама кредитная организация изначально рассматривала лизинг как вариант структурного финансирования. По словам управляющего директора банка «КИТ Финанс» Максима Цыганова, его организации было важно найти новый сегмент рынка, где он смог бы предложить структурные продукты как инвестиционный банк. То есть не только поддерживать дочернюю лизинговую фирму собственными вливаниями, но и помочь ей получить дополнительные средства на развитие по низкой цене и на долгий срок. Для этого как раз подошла схема секьюритизации лизинговых обязательств.
Структура источников финансирования деятельности лизинговых фирм
Дорога в светлое будущее
Сейчас на российском рынке финансовой аренды самостоятельных компаний стало больше, чем «банковских» лизингодателей. Однако этот факт не мешает укреплению и развитию сотрудничества лизинговых фирм и банкиров. В компании «Центр-Капитал» считают, что со временем заинтересованность банков в лизинговых компаниях как в клиентах будет повышаться. Ведь игроки рынка финансовой аренды — это крупные клиенты и заемщики. Да и лизингодатель, как правило, приходит в кредитную организацию не с пустыми руками, а со своими клиентами, которые в будущем могут начать работать и с самим банком.
Павел Коржавин («Глобус-Лизинг») прогнозирует, что в дальнейшем произойдет упрощение процедур кредитования лизинговых компаний. При этом получат развитие скоринговые подходы. Кроме того, банки станут активнее участвовать в организации облигационных выпусков лизинговых фирм.
Татьяна Шульга-Морская («Экспо-лизинг») считает, что лизинговые компании будут организовывать все более и более сложные проекты, требующие тесного взаимодействия с кредитующим банком и совместной работы по организации финансирования. Те лизингодатели, которые сейчас работают только с одним финансовым институтом, по мере роста бизнеса будут расширять список банков-партнеров, что вызовет увеличение конкуренции между кредитными организациями за интересные лизинговые проекты.
Что касается альтернативных кредитованию инструментов привлечения финансирования, то здесь опрошенные «БО» эксперты тоже были единодушны. Они полагают, что все большее количество лизингодателей будет обращаться к помощи банков для размещения своих векселей и облигаций, а интерес лизинговых компаний к новому и перспективному для них направлению — секьюритизации, а также выходу на рынок через IPO, значительно возрастет.
Трудности, которые встают на пути сотрудничества лизинговых компаний и кредитных организаций:
Лизинг или кредит? Что выгоднее и в чем отличия
Зачастую вопрос о приобретении автомобиля встает не только у граждан, но и у предпринимателей и организаций, которые не только хотят обновить свой парк технических средств, но и увеличить эффективность работы предприятия за счет необходимой специализированной техники. Но не всегда у небольших предприятий имеются свободные денежные средства. И такая ситуация предусматривает только два выхода из положения — обратиться к банковскому займу или воспользоваться лизинговыми программами. При этом грамотный руководитель должен взвесить плюсы и минусы данных видов финансовых инструментов при приобретении транспортных средств и ответить на вопрос, что выгоднее: кредит или лизинг для дальнейшего успешного развития своего бизнеса?
Автокредит
Автомобильный кредит представляет собой заем, который предоставляет банковская или иная кредитная организация на условиях, оговоренных в заключенном договоре, согласно которому заемщик обязуется в установленный срок вернуть долг с учетом начисленных процентов. При этом купленный на заемные денежные средства автомобиль будет являться предметом залога.
Автокредиту присущи отличительные черты, включающие:
- обязательное приобретение машины, так как кредит является целевым;
- приобретенный автомобиль является одновременно и залоговым имуществом;
- кредит является потребительским, т.е. денежные средства банк ссужает для личного пользования;
- погашение долга по кредитному договору осуществляется по установленному банком графику с учетом начисленных процентов;
- владелец автомобиля обязан оформить страховку.
Важно: размеры ежемесячных платежей при оформлении кредита имеют фиксированную сумму, но при этом банки предлагают достаточно низкий первоначальный взнос.
При выборе схем приобретения авто, следует помнить, что задолженность по кредиту может быть взыскана в судебном порядке с учетом начисленных финансовых санкций, поэтому собственник может потерять не только залоговое имущество, но и существенные денежные суммы.
Виды автокредитования
Банки предлагают различные кредитные программы, которые помогут приобрести машину на выгодных для вас условиях:
- Классический кредит — получение заемных средств у кредитной организации на покупку машины, по которому заемщик обязуется выплатить тело кредита и начисленные проценты в оговоренный срок.
- Экспресс-кредитование доступно заемщикам с плохой кредитной историей, так как для оформление происходит по упрощенной схеме, но при этом процентная ставка будет высокой.
- Беспроцентный автокредит осуществляется при внесении 50% от стоимости машины, а остальная сумма уплачивается в рассрочку заемщиком с помощью ежемесячных платежей.
- Некоторые автодилеры предлагают обмен подержанного транспортного средства на новое, при этом стоимость нового автомобиля будет определяться за минусом стоимости предоставленной старой машины.
Существуют и другие виды автокредита, которые могут предоставить автодилеры своим клиентам по уникальным условиям (кредит без страховки, без первоначального взноса и др.).
Механизм автокредитования
Классический вариант покупки автомобиля по договору кредитования используется чаще всего. Заемщик, желая приобрести транспортное средство, предоставляет необходимый пакет документов. После чего банк рассматривает заявление, учитывает платежеспособность клиента, изучает его кредитную историю и выносит решение о предоставлении кредита. В случае положительного ответа от банка, заемщик заключает кредитный договор, в котором оговариваются сроки и условия выплат, обязанности заемщика и ответственность сторон. При данном развитии событий все расходы, связанные с приобретением автомобиля, будут понесены заемщиком.
Важно: заемщик становится полноправным собственником приобретенного на заемные деньги имущества, но распоряжаться им (продать либо подарить) он сможет только после полного погашения долга.
Если же у него возникнут материальные трудности и образуется задолженность, автомобиль будет взыскан банком в счет уплаты долга, так как является залоговым имуществом.
Плюсы и минусы автокредита
Рассматривая способ покупки машины с помощью кредитного договора, рационально взвесить все плюсы и минусы.
- большой выбор автомобилей по своему желанию;
- оплата при покупке автомобиля с помощью кредита происходит сразу в полном объеме;
- заемщик становится владельцем приобретенного транспортного средства.
- заемщик берет на себя расходы по содержанию и техническому обслуживанию транспортного средства, включая стоимость страховки;
- сложная процедура оформления, сбор большого пакета документов;
- предъявление строгих требований к заемщику;
- автомобиль является залоговым имуществом;
- нет гибкого графика платежей;
- покупка автомобиля не предусматривает налоговый вычет, а владелец транспортного средства уплачивает налог на имущество.
Важно: автокредит более приемлем для физических лиц, так как имеет более жесткие требования к заемщику и не позволяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям воспользоваться механизмом ускоренной амортизации с трехкратным коэффициентом.
Учитывая, что зачастую организации приобретают дорогостоящий коммерческий транспорт и технику для специализированных работ, то при автокредите обслуживание будет производится за счет предприятия, что не всегда выгодно, особенно малому бизнесу.
Автолизинг
Близкой к кредитованию является схема лизинговых операций при покупке транспорта как для личных, так и производственных нужд. Отличительной особенностью лизинга является наличие ускоренной схемы амортизации автомобиля, что делает его уникальным средством приобретения коммерческого транспорта.
Лизинг представляет собой, прежде всего, комплекс услуг, предоставляемой клиенту при покупке автотранспорта. Лизинговая компания самостоятельно:
- заключает сделку купли-продажи;
- производит регистрацию автомобиля;
- оформляет полисы КАСКО или ОСАГО;
- занимается сервисным обслуживанием предоставленной в лизинг машины (в случае операционного лизинга).
При этом лизинговые компании предъявляют менее строгие требования к своим клиентам, таким образом заключение сделки происходит в краткие сроки. Одной из особенностей лизинга является составление графика платежей с учетом пожеланий клиента, которые, к примеру, будут учитывать индивидуальные особенности его бизнеса.
Важно: только после окончания выплат пользователь, купивший транспорт в лизинг, будет являться собственником. До этого момента владельцем авто будет считаться лизингодатель.
При возникновении существенных просрочек со стороны лизингополучателя компания вправе изъять автомобиль из пользования и расторгнуть договор, не прибегая к судебному разбирательству. При этом изъятый предмет лизинга не подвержен взысканию со стороны кредиторов лизингополучателя при наступлении финансовых трудностей, что позволяет эксплуатировать технику далее лизингодателю, получая доход.
Виды автолизинга
Автолизинг условно можно разделить на два вида, которые используют практически идентичные схемы приобретения, но с одним различием:
- Лизинг с переходом права собственности.
- Лизинг без перехода права собственности (операционный лизинг).
- Возвратный лизинг.
Механизм автолизинга при данных видах проходит в несколько этапов, не имеющих между собой различий, только после окончания срока финансовой аренды наступившие последствия отличаются.
В первом случае, право собственности на автомобиль, приобретенный в лизинг, переходит к лизингополучателю, который оплатил остаточную стоимость транспортного средства.
Во втором случае, лизингополучатель возвращает автомобиль лизингодателю, но при этом может заключить новый договор на другую машину.
При возвратной лизинге юридическое лицо может выступать и как лизингодатель, и как лизингополучатель. Организация, являющаяся собственником имущества, продает его лизинговой компании, у которой и берет данное имущество на условиях лизинга. Данная схема также позволяет воспользоваться всеми налоговыми льготами и получить оборотные средства на весь период действия договора лизинга.
Механизм автолизинга
Механизм заключения лизинговой сделки на покупку требуемого транспорта предусматривает несколько этапов:
- Клиент выбирает поставщика предмета лизинга самостоятельно либо выбирает из списка предложенных поставщиков лизинговой компании, а также определяет условия сделки (цена автомобиля, условия поставки, полную комплектацию).
- Клиент подает заявление на покупку транспортного средства, приложив необходимый пакет документов (возможны варианты без документов).
Обычно рассмотрение заявление и решение о предоставлении финансирования проходит в сжатые сроки.
- Между лизингополучателем и компанией заключается договор на приобретение машины на условиях финансовой аренды.
- Лизинговая компания за свой счет приобретает выбранные клиентом предмет лизинга.
- Страхование и все дополнительные расходы при оформлении автомобиля несет лизинговая компания.
- Автомобиль, приобретенный в лизинг, передается в пользование клиенту на срок, установленный договором.
- Лизингополучатель производит по составленному графику платежей ежемесячные взносы.
- После полной выплаты к лизингополучателю переходит право собственности на автомобиль.
Воспользовавшись предложенной лизинговой схемой для приобретения машины или оборудования, лизингополучатель становится лишь пользователем, собственником имущества остается лизинговая компания.
Плюсы и минусы автолизинга
Лизинговые компании в отличие от кредитных учреждений заключают договор на более длительный срок и дают возможность клиенту разработать удобную схему погашения, которая включает индивидуальные особенности бизнеса, включая сезонность работы. Но это не единственные преимущества лизинга:
- возможность покупок нескольких автомобилей (к примеру, для таксопарка);
- можно купить имущество, на которое не распространяются программы банковского кредитования (спецтехника, специфическое оборудование);
- применение механизма ускоренной амортизации объекта;
- упрощенная процедура сбора документов;
- оформление договора происходит в краткие сроки;
- наличие налоговых льгот (возврат НДС со всей суммы договора лизинга, оптимизация налога на прибыль);
- лизинговые обязательства отображаются в балансе предприятия как расход и не влияют на финансовые характеристики предприятия, что позволяет избежать увеличения налогов;
- при операционном лизинге лизингодатель обеспечивает техническую поддержку автомобиля.
Но покупка машины в лизинг имеет и свои минусы, особенно важные для физических лиц:
- владельцем автомобиля является лизинговая компания;
- лизингополучатель не вправе сдать транспортное средство в субаренду;
- нет налоговых преференций для физических лиц в отличие от организаций и предпринимателей.
Поэтому рациональным решением является приобретение оборудования, необходимого для эффективной работы предприятия, на условиях лизинга, чем обращение к заемным средствам по кредитному договору.
Сравнительная таблица
Рассмотрим с помощью сравнительной таблицы положительные и отрицательные моменты, присущие двум видам финансовых инструментов при покупке автотранспорта: банковскому кредиту и лизингу. Так как лизинговые программы направлены в основном на юридических лиц и ИП, то целесообразно рассмотреть сравнительную выгоду именно для данных категорий покупателей.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Как видно из представленной таблицы, свои выгоды имеет каждая из рассмотренных финансовых услуг, но стоит помнить, что они обе направлены на предоставление возможности приобрести автомобиль, не изымая из оборотных средств предприятия значительные суммы. Каким именно способом покупки воспользоваться компаниям и предпринимателям, зависит только от них.
Важно: необходимо учитывать, что использование лизинговых программ при покупке транспортных средств позволит воспользоваться налоговыми преференциями, которые могут составлять суммарно до 46% от стоимости автомобиля.
В итоге приобретение авто в лизинг обходится предприятиям дешевле, чем при оформлении автокредита, так как стоимость автомобиля уменьшается за счет возврата НДС, применения механизма ускоренной амортизации, экономии по налогу на прибыль.
В итоге: что выгоднее?
Рассматривая автокредит и лизинг как способы приобретения автомобиля и отвечая на вопрос в итоге: что выгоднее, стоит опираться не только на значимые факторы: размер бизнеса, специфику деятельности предприятия, но и на условия, которые предоставляют кредитные учреждения и лизинговые компании при заключении договора, и на общий размер суммы задолженности, который предстоит погасить клиенту. Стоит учитывать и цели, для которых необходима покупка авто. Безусловно, преимуществом лизинга является возможность возврата почти половины суммы от стоимости транспортного средства благодаря налоговым льготам.
Важно: приобретение транспортного средства в лизинг выгодно для развития малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, ведь зачастую данные формы собственности не отличаются наличием большого капитала и не имеют крупного финансирования.
При оформлении договора финансовой аренды зачастую лизинговые компании предоставляют также дополнительные услуги, которые не только позволят приобрести необходимое оборудование или автомобиль в сжатые сроки, но и избавят клиентов от излишних хлопот, связанных со страхованием и сбором пакета документов.
Учитывая, что организации и предприниматели не всегда имеют свободные денежные активы, чтобы приобрести необходимый транспорт для своего бизнеса, лизинг в данном случае является наиболее оптимальным вариантом. Таким образом, с учетом основных преимуществ лизинга перед автокредитованием выбор для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей становится очевидным.
Хочу автомобиль: автокредит или лизинг, все «за» и «против»
Приобрести автомобиль, единоразово выплатив всю цену самостоятельно, для многих оказывается большой денежной проблемой. Чтобы избежать этого, можно обратиться к таким финансовым инструментам, как лизинг и автокредит. О плюсах и минусах двух самых популярных способов получить собственный автомобиль — далее в статье.
Содержание:
Всё об автокредите
Что это такое
Автокредит — целевой кредит только на покупку автомобиля. После его оформления автомобиль с некоторыми ограничениями переходит в собственность заемщика. Он является залогом до полного погашения кредита, и паспорт машины (ПТС) находится в банке.
В последнее время услуга распространяется и на подержанные автомобили.
Автокредит относится к потребительским ссудам для физических лиц. Юрлица охвачены коммерческим автокредитованием.
Ключевые особенности
К основным отличительным особенностям автокредита относятся:
- необходимость первого взноса (до 20%) — практически всегда;
- наличие определенных требований к подержанным авто;
- банки всё меньше требуют страхование (приобретение КАСКО), поскольку это удорожает кредит на
Преимущества и недостатки автокредита
Преимущества | Заемщик приобретает автомобиль в собственность | При невыполнении заемщиком обязательств взыскание на автомобиль накладывается только через суд | Банки, участвующие в партнерских программах, предоставляют своим клиентам гораздо лучшие условия в сравнении с лизингом и другими банками |
---|---|---|---|
Недостатки | Высокие требования к кредитной истории и платежеспособности заемщика | В целом более жесткие условия | Менее гибкие условия, более узкий ассортимент услуг |
Экспертная оценка по параметрам (по 5-балльной шкале)
Удобство – 4
Паспорт автомобиля находится у банка, что иногда может причинять неудобство.
Возможно оформление кредита в автосалоне, где обычно работают представители двух-трех банков. Но нередко это удобство стоит повышенных процентов. В салоне можно купить и подержанные авто.
При желании можно найти программу покупки подержанного автомобиля у частного лица. По сути, возможно приобрести автомобиль в кредит по объявлению. Но это касается качественных, ликвидных подержанных авто. Такие программы рассчитаны на автомобили не старше 3–5 лет — отечественные, и до 10 лет — для иномарок.
Условия – 2
- Банк проверит кредитную историю. Сомнительная история или несколько уже взятых кредитов могут служить основаниями для отказа.
- Банк контролирует целевое использование кредита.
- Ежемесячные одинаковые платежи. Меняются решением кредитного комитета.
- Виды платежей:
- первоначальный взнос;
- проценты;
- комиссии банка;
- оплата ведения счета;
- оплата страховки.
- Обеспечение — залог автомобиля.
Легкость оформления – 3
Решение может приниматься 5–20 дней (в среднем).
Автокредит может выдаваться по ускоренной процедуре. К таким относятся и партнерские программы.
Выдается гражданам от 21 года. Необходимо подтверждение доходов: справка 2-НДФЛ или выписка из Пенсионного фонда. Возможно требование трудовой книжки. Минимум 3 месяца текущей работы. Доходы должны соответствовать уровню претензий автоприобретателя.
Качество услуг – 3
Для желающих приобрести конкретную новую модель существуют партнерские программы банков с автосалонами со спец. условиями. Некоторые производители готовы на 5–7% (вместо стандартных 10–15), в некоторых случаях — на 1–3% и даже на рассрочку.
Можно найти партнерские программы с низкими ставками и без первоначального взноса.
Процентная ставка на подержанную машину дороже, чем на новую, на 0,5–2%.
Существует такой вид автокредитования как доплата за обмен старого автомобиля на новый (Trade-in). Первоначальным взносом является уже имеющееся авто.
Всё о лизинге
Лизинг — второй основной вариант приобретения автомобиля.
Что это такое
Автолизинг — долгосрочная аренда автомобиля у лизинговой компании. Обязанность лизингополучателя — регулярно выплачивать стоимость аренды. По окончании аренды у него есть право приобрести авто в собственность или вернуть компании.
В отличие от просто аренды лизинг ограничен по времени — не более 50% полной амортизации автомобиля.
Ключевая особенность
При банкротстве лизингодателя взыскание по его долгам происходит и с переданного в лизинг имущества. При этом произведенные лизингополучателем платежи аннулируются.
Преимущества и недостатки лизинга
Кредитование надежнее, лизинг — гибче.
Также существует оперативный лизинг (на срок от одного до двух кварталов) — чистая аренда, без намерения купить транспортное средство, что имеет свои выгоду и удобство для пользователя.
Преимущества | Вдвое длиннее возможность пользования (до 10 лет) | Без учета партнерских программ в автокредите ниже процентные ставки | Проще и быстрее оформляется | Возможность подстраивать график платежей под клиента | Предприятия ставят выплаты на баланс, возврат НДС | Возможность ускоренной амортизации | Отсутствие дополнительных платежей | Помощь в регистрации автомобиля |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недостатки | Более узкий рынок | Ориентация на юрлиц — в результате у физлиц высокие процентные ставки (до 18%) | Более высокое налогообложение | Отсутствует досрочное погашение | Итоговая стоимость автомобиля зачастую выше, чем в случае кредита | При банкротстве лизинговой компании лизингополучатель всё теряет | Привязка к региону эксплуатации, пробегу |
Экспертная оценка по параметрам (по 5-балльной шкале)
Оценка поставлена усредненная (для юридических и физических лиц).
Удобство – 4
Лизинговые компании гораздо терпимее относятся к платежеспособности клиента и почти не интересуются кредитной историей.
Оформление лизинга проще и занимает меньше времени. Также возможны партнерские программы с продавцами машин.
Условия – 4
- Предыдущие лизинговые сделки не отслеживаются. Требования к лизингополучателю мягче, чем у банка к заемщику. Это больше подходит молодым фирмам или физлицам с неважной кредитной историей.
- Может быть предоставлена отсрочка платежа, либо график установлен с учетом особенностей клиента.
- Виды платежей:
- авансовый взнос;
- ежемесячные платежи (с процентами);
- оплата страховки (не всегда).
- Обеспечение — сам автомобиль.
- Возможность выкупа авто по остаточной стоимости.
- Возможна продажа лизингополучателю с нулевым или отрицательным удорожанием авто, поскольку лизинговая компания покупает автомобиль у продавца с хорошими скидками.
Легкость оформления – 4
Решение при правильной подаче документов принимается обычно в течение трех дней, но может и затянуться. Многое зависит от выбранной лизинговой компании.
Обычные требования к юрлицам:
- минимум полгода деятельности;
- предоставление выписки по расчетному счету, подтверждающей движение денег;
- удовлетворяющее лизингодателя поручительство — при невыполнении одного из предыдущих требований.
Усредненные требования к физлицам:
- гражданство РФ;
- достижение совершеннолетия;
- официальное трудоустройство и постоянный доход;
- рабочий стаж — не менее полугода на последнем месте.
Качество услуг – 4
Техническое обслуживание автомобиля, его содержание — в основном на лизингополучателе.
Некоторые лизинговые компании тоже заключают партнерские соглашения с автодилерами. Это позволяет предлагать клиентам значительно более выгодные условия.
В чем отличие автокредита от лизинга
Отличия начинаются со статуса выдающей стороны: кредиты выдаются кредитными организациями, лизингодателем могут выступить также и юрлица с ИП, имеющие соответствующую лицензию.
Первоначальный взнос
В основном автокредиты выдаются с первоначальным взносом. И чем он больше, тем выгоднее для заемщика кредитные условия. Кроме более высоких процентов и меньшего срока, в случае отсутствия первоначального взноса ужесточаются требования к кредитной истории заемщика.
При лизинге — первоначальный взнос обязателен и составляет не меньше 5% от общей стоимости.
Стандартный первый взнос при автокредите — 15%, в лизинге — 5%.
Процентные ставки
Ставки по процентам можно рассмотреть на примере Банка ВТБ.
Кредиты без залога
Покупка нового автомобиля у дилера
Автомобиль с пробегом в автосалоне
Покупка автомобиля с пробегом у частных лиц
Но стандартными считаются 10–15%.
В лизинге ставки в основном выше, но там много зависит от конкретики.
Обеспечение
В кредите залогом является транспортное средство, в лизинге — арендуемое имущество.
Кто является собственником
В автокредите собственник — заемщик, при лизинге — лизингодатель. Переход в собственность лизингополучателя (при желании) возможен после завершения лизингового договора.
Привязка к региону
В договорах лизинга часто ставится ограничение на регион пользования автомобилем и на максимальный пробег.
Как происходит оформление
Если лизинг финансовый, в сделке участвуют три стороны: лизингодатель, автодилер и лизингополучатель.
В случае возвратного лизинга (продавец транспортного средства берет его же в аренду у лизинговой компании) сделка оформляется как финансовый лизинг, но между двумя сторонами. Предприятие-продавец при этом получает оборотные средства. То есть при возвратном лизинге цель не купить авто, а получить деньги в оборот.
В случае с автокредитом заемщик имеет дело с банком-кредитором и автосалоном-продавцом.
Сроки оформления
Принятие решения о выдаче кредита юрлицам может составить до 3-х недель, если нет открытой линии. При наличии партнерской программы резко ускоряется и облегчается принятие решения по определенным видам автомобилей. Физлицам возможна ускоренная процедура.
Лизинг оформляется максимум за три дня.
Налогообложение
По автокредиту приобретатель сразу становится собственником, пусть и без права распоряжения. Поэтому подпадает под налогообложение по имуществу, без начисления НДС.
Лизинг относится к прочим расходам и позволяет юрлицам оптимизировать налоги на имущество, прибыль, НДС. Последний начисляется, но после выкупа предъявляется к зачету. Чем больше стоимость приобретенной машины, тем больше вычет из налога на прибыль.
Ускоренная амортизация сокращает платежи по имущественному налогу и базу начисления налога на прибыль.
За счет некомпенсируемого НДС через лизинг авто обходится физлицу дороже, чем предприятию.
Штрафные санкции
В случае кредита транспортное средство не может быть отобрано без судебного решения при неспособности заемщика своевременно выплатить всю сумму. При лизинге договор может быть расторгнут без судебного вмешательства.
Источник https://bosfera.ru/bo/bank-i-lizingovaya-kompaniya-brak-po-raschetu
Источник https://www.ileasing.ru/about/clients/on-leasing/detail/chto-vygodnee-kredit-ili-lizing/
Источник https://unicom24.ru/articles/avtokredit-ili-lizing
Источник