Главная / Законодательство / Закон об инвестициях рк – Финансовый обозреватель
Опубликовано: 23 декабря 2021

Закон об инвестициях рк – Финансовый обозреватель

Содержание

Закон об инвестициях рк – Финансовый обозреватель

Содействие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Казахстан путем привлечения иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики и комплексного сопровождения инвестиционных проектов

Привлекай инвестиции или проиграешь/Бизнес и закон

Итальянские инвесторы реализовали первый проект в сфере ВИЭ в Актюбинской области

ИНВЕСТОРАМ В РЕГИОНЕ – МАКСИМАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Преимущества ведения бизнеса в РК представил Глава государства в Германии

В Казахстане с участием зарубежных инвесторов прорабатывается порядка 170 проектов

Зарубежных инвесторов больше всего интересует Алматинский регион

К. Токаев назвал Алматы лидером по уровню преступности

Меры государственной поддержки

Соглашения на сумму около $9 млрд подписаны в рамках Kazakhstan Global Investment Roundtable

СЭЗ Павлодар

Инвестиционные преференции

Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.

Государственная поддержка инвестиций осуществляется уполномоченным органом по инвестициям, определяемым Правительством Республики Казахстан, по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан, предусмотрен порядок предоставления инвестиционных преференций для инвестиционного, инвестиционного приоритетного и специального инвестиционного проектов.

Инвестиционными преференциями являются преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

  1. юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;
  2. лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект.

Юридическое лицо Республики Казахстан — юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

По инвестиционному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  1. освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;
  2. государственные натурные гранты — максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан (земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь).

По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  1. преференции по налогам:
    • корпоративный подоходный налог;
    • земельный налог;
    • налог на имущество;
  2. инвестиционная субсидия;
  3. освобождение от обложения таможенными пошлинами;
  4. государственные натурные гранты.

По специальному инвестиционному проекту в виде инвестиционных преференций (далее — инвестиционные преференции для специального инвестиционного проекта) предоставляется освобождение от обложения:

  • ввозными таможенными пошлинами;
  • налогами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств, включая производства, созданные, расширенные и (или) обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.

Под инвестиционным приоритетным проектом понимается инвестиционный проект:

  • по созданию новых производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в строительство новых производственных объектов (фабрика, завод, цех), в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя (2405 тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;
  • по расширению и (или) обновлению действующих производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в размере не менее пятимиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций в изменение основных средств, в том числе обновление (реновация, реконструкция, модернизация) действующих производственных мощностей, выпускающих продукцию.

Инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств или расширению и (или) обновлению действующих производств осуществляется юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

Под специальным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, реализованный и (или) реализуемый юридическим лицом Республики Казахстан, зарегистрированным в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, либо проект, реализованный юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Инвестиционные преференции предоставляются только казахстанским юридическим лицам, которые планируют реализацию инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности согласно списку приоритетных видов деятельности, установленному Правительством Республики Казахстан. Список приоритетных видов деятельности состоит из двух частей: часть 1 – список видов деятельности для инвестиционных проектов; часть 2 – список видов деятельности для инвестиционных приоритетных проектов. Обширные условия предоставления преференций предусмотрены только инвестиционных приоритетных проектов, в то время как для инвестиционных проектов основным и единственным условием является статус юридического лица Республики Казахстан у получателя, а в специальном инвестиционном проекте получателями могут быть только участники специальных экономических зон, владельцы свободных складов и юридические лица, заключившие соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

Инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта предоставляются при соблюдении следующих условий:

1) получателем является юридическое лицо Республики Казахстан;

2) юридическое лицо осуществляет инвестиции в размере не менее двухмиллионнократного (по созданию новых производств) или пятимиллионнократного (по расширению и (или) обновлению действующих производств) размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;

3) юридическое лицо осуществляет виды деятельности, включенные в перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов;

4) юридическое лицо не является:

автономной организацией образования в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об образовании;

организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;

5) доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора — юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан не превышает двадцать шесть процентов.

Участие государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора — юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет не более пяти лет с даты регистрации инвестиционного контракта. В течение пяти лет государство и (или) субъект квазигосударственного сектора обязаны выйти из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан. В случае невыполнения данного условия применение инвестиционных преференций приостанавливается до его (их) полного выхода из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан, но не более одного года.

Невыполнение условия о выходе из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан в течение периода приостановления влечет досрочное прекращение инвестиционного контракта и возврат ранее предоставленных инвестиционных преференций.

Положения настоящего подпункта не применяются в случае, когда субъект квазигосударственного сектора, в котором доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет менее пятидесяти процентов, осуществляет свою деятельность в рамках реализации инвестиционного приоритетного проекта по добыче метана угольных пластов;

6) для реализации инвестиционного приоритетного проекта в качестве источников либо гарантий финансирования не привлекаются бюджетные средства, за исключением денег, выделяемых на условиях возвратности, срочности и платности, включая лизинговое финансирование и кредитование;

7) инвестиционная деятельность осуществляется не в рамках договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.

Кто решает проблемы инвесторов в Казахстане

Об этом в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал Ерлан Хаиров, вице-министр инвестиций и развития РК

Ерлан Хаиров.

Все – в одно окно

Первый анализ инвестиционного климата в Казахстане провела в 2015 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), по итогам сформулировав 12 рекомендаций. Они затронули широкий круг вопросов, от защиты интеллектуальной собственности и облегчения доступа к страховому рынку до уменьшения доли государства в экономике.

Чем Казахстан может привлечь туристов из Китая

Чем Казахстан может привлечь туристов из Китая

— Инвестиционный климат определяет многое, — говорит Ерлан Хаиров. — Начиная от того, улыбнулся ли вам пограничник на контроле и заканчивая уровнем медицинского обслуживания. Для внедрения рекомендаций мы разработали детальный план, работу в рамках которого продолжаем. Но уже в конце 2016 первую оценку принятых мер получили: Комитет по инвестициям ОСЭР минувшей осенью рекомендовал принять Казахстан ассоциированным членом. Мы ожидаем, что весной решение будет оформлено официально. Это – показатель того, что инвестиционный климат в нашей стране достиг международных стандартов.

В числе шагов, которые были приняты на основе рекомендаций ОЭСР — безвизовый въезд в Казахстан с 1 января 2017 для граждан 55 стран; создание специальной инвестиционной коллегии при Верховном Суде; начало работы инвестиционного омбудсмена.

Также важным нововведением стало внедрение обслуживания инвесторов по принципу «одного окна» с 2016.

— Офисы мы открыли не только в Астане и Алматы, но и во всех регионах, на базе ЦОНов, — рассказывает Ерлан Хаиров. — Оказываем более 300 госуслуг по получению разрешительных документов, вплоть до права недропользования. Сразу хочу сказать, что мы не разделяем отечественных и иностранных инвесторов, всем помогаем одинаково. По итогам минувшего года видим, что такой формат работы быстро набрал популярность: было оказано свыше 8 тыс. госуслуг.

Путь инвестора

Новый нефтезавод построят в Западном Казахстане

Новый нефтезавод построят в Западном Казахстане

Однако почивать на лаврах рано, отмечает Ерлан Хаиров. Отслеживание цепочки от идеи до реализации инвестиционного проекта продолжается.

— Мы называем это «путь инвестора», — объясняет вице-министр. — Рассматриваем его пошагово и видим, что еще можно улучшить. Вот, были проблемы по въездным визам – их решили. Но продолжают оставаться актуальными, например, вопросы по ввозу иностранной рабочей силы. Сейчас рассматриваем эти моменты. Точно также – еще по ряду позиций. Но главное, в Казахстане уже удалось создать систему, в рамках которой инвесторы могут открыто поднимать волнующие их темы и получать ответы.

Система мониторинга инвестиционного климата трехуровневая. Её вершина — Совет иностранных инвесторов при президенте РК, который функционирует с 1998 года. Сейчас в него входит 33 руководителя транснациональных компаний (ТНК), работающих в стране. Заседания проходят раз в год и посвящены стратегическим вопросам. Например, темой прошлогоднего заседания стало создание Международного финансового центра «Астана». В текущем году темой определена «Новая энергетика».

Второй уровень системы мониторинга – Совет по улучшению инвестклимата при премьер-министре, рассматривающий вопросы системного характера. Например, имплементацию таможенного и налогового законодательств, защиту интеллектуальной собственности.

Третий уровень – это инвестиционный омбудсмен в лице министра по инвестициям и развитию РК. Он сосредоточен на решении текущих проблем, с которыми сталкиваются инвесторы.

Миру – МИР

Саудовская компания выделила €85 млн на птицефабрику в ЮКО

Саудовская компания выделила €85 млн на птицефабрику в ЮКО

Однако поддержка – это уже второй этап привлечения инвесторов. На первом бизнес необходимо заинтересовать перспективами и дать базовое представление об условиях работы в Казахстане. В этом направлении работы система тоже в целом уже выстроена. Она включает зарубежные фронт-офисы МИР РК и национального агентства KaznexInvest, инвестиционный штаб при премьер-министре, советы инвесторов при акимах областей.

Появление в скором времени национальной компании KazakhInvest означает, что для Казахстана привлечение инвестиций в экономику – один из государственных приоритетов.

— Основным функционалом новой нацкомпании станет выступление в качестве единого переговорщика от правительства, — объясняет Ерлан Хаиров. KazakhInvest определён точкой принятия решений об условиях входа инвесторов. Создаваться компания будет на базе агентства KaznexInvest и, кроме функции единого переговорщика, получит офисы «одного окна». Также планируется расширять сеть зарубежных представительств и активизировать их работу. Многие функции мы переложим именно на наши фронт-офисы, которые сейчас работают при посольствах Казахстана. То есть, инвестор, сидя в своей стране, при возникновении интереса к проекту в Казахстане сможет обратиться в представительство KazakhInvest. Получив полную консультацию, он там же сможет подать первичные документы. И только на следующем этапе приедет в Казахстан, чтобы при посредничестве нацкомпании провести встречи в профильных министерствах и переговоры с потенциальными партнерами. После того, как у инвестора появится понимание условий работы, его проект «приземлят» в регионе, где он получит поддержку в формате «одного окна». Как вы видите, главная задача KazakhInvest — полное сопровождение каждого инвестиционного проекта, от идеи до реализации.

Кроме создания нацкомпании, МИР РК сейчас работает над реализацией еще одного президентского поручения, озвученного и на расширенном заседании правительства, и в рамках Послания народу Казахстане нынешнего года – разработкой инвестиционной стратегии. Партнерами министерства выступают международные финансовые организации, работу планируется завершить в первом полугодии. Цель документа – обеспечить Казахстану преимущества в глобальной борьбе за инвестиции и позволить стать воротами для инвестиций в ЕАЭС.

Ниша для денег

Казахстанские реинвестиционные проекты в 2016 году

Казахстанские реинвестиционные проекты в 2016 году

Еще одним инструментом для заочного знакомства с инвестиционными возможностями Казахстана является портал www.invest.gov.kz. Здесь на 12 языках представлен большой объем информации. Это и новости по теме инвестиций, и алгоритм создания компании в Казахстане, и оценка возможных затрат. А основу ресурса составляет база проектов в таких отраслях, как химическая промышленность, машиностроение, производство продуктов питания и ритейл.

— Нишевые проекты – это то, на чём мы фокусируемся сейчас, — рассказывает Ерлан Хаиров. – Часто звучало мнение, что нет качественных проектов, которые способны заинтересовать инвесторов. Агентство KazNexInvest провело исследование, в ходе которого и выявило четыре наиболее интересные для вложений отрасли. Мы совместно с акиматами, с национальными компаниями начали прорабатывать этот вопрос. На республиканском уровне мы ежегодно проводим выставку разработок. Отбираем для нее 70 лучших вариантов, приглашаем инвесторов, вызываем инициаторов и даем возможность за счет государства свой проект представить. Кроме этого, выпускаем специальные буклеты, распространяем их через все загранучреждения республики. Портал www.invest.gov.kz позволит активизировать эту работу.

Вице-министр отмечает, что EXPO-2017 также станет для Казахстана возможностью продемонстрировать всему миру инвестиционные возможности.

Реинвест как критерий

Китай инвестирует в KMG International

Китай инвестирует в KMG International $3 млрд

Одним из критериев оценки благоприятности инвестиционного климата считается уровень реинвестиций. Они отражают желание компаний, уже начавших работу, оставаться в стране и расширять производство.

— Если посмотреть международную статистику, то порядка 70% прямых иностранных инвестиций – это именно реинвестиции, — отмечает Ерлан Хаиров. — У нас есть хорошие примеры в этом смысле: в 2016 появилось 15 новых предприятий именно за счет реинвестиций. Например, в Астане открылся второй завод компании «Кока-Кола», в Алматинской области – расширился завод финской компании «Тиккурила». Новые предприятия открывает немецкий концерн «Хайдельберг» и другие. Чтобы стимулировать реинвест, мы помогаем компаниям решать текущие проблемы — лишь бы они расширяли свою работу в Казахстане. Например, французский «Данон» в Алматинской области обратился к инвестиционному омбудсмену с проблемой – не мог зарегистрировать название нового кисломолочного продукта. Мы отработали вопрос с Министерством юстиции, решили его. В результате «Данон» открыл новую линию в Алматинской области. Причем, продукт пошел и на экспорт.

Что касается «свежих» инвесторов, то сейчас МИР РК ведёт порядка 200 проектов, в том числе 25 – с участием транснациональных компаний. Ожидается, что 40 из них в текущем году уже начнут производство и 60 начнут строительство. Многие базируются на площадках специальных экономических зон (СЭЗ), которых в Казахстане 10. Их преимущество в наличии инфраструктуры, налоговых льготах, и упрощенной процедуре привлечения иностранной рабочей силы.

— В 2017 мы планируем запуск совместного казахстанско-польского предприятия по производству мясной и колбасной продукции в Алматинской области, — перечисляет вице-министр. – Здесь же инвестор из Ирана строит мясокомбинат. Совместно с китайским инвестором в индустриальной зоне Алматы идет возведение машиностроительного завода нефтехимического профиля. Есть совместный с индийскими бизнесменами проект фармацевтического завода в Атырауской области. Там же итальянцы вкладываются в производство фитингов и фланцев. В СЭЗ Караганды австрийская компания строит завод по выпуску огнеупорных материалов, с прицелом на экспорт. Есть интересный проект немецких инвесторов в СЭЗ Павлодара, по выпуску легированного алюминия. Турецкая компания планирует начать выпуск ПВХ-профилей в Южно-Казахстанской области.

Хорошим критерием привлекательности Казахстана для инвестиций МИР РК считает высокий спрос на отечественные товары на соседних рынках — в Китае, России, Иране и странах Центральной Азии. Также важно наличие мер государственной поддержки, включающих, в том числе, натурные гранты, субсидии на строительно-монтажные работы и освобождение от таможенных пошлин при ввозе оборудования.

Закон об инвестициях рк

Добрый день, напишите заявление в суд о выдаче копии решения. После получения написать заявление на отмену решения.

Суд вынесет определение об отмене и на основании определения судебный исполнитель прекратить исп.производство.

Далее суд с вашим участием. Еще возьмите выписку с Форте Банка о платежах по кредиту. Если что, обращайтесь по тел. 87012643890. Айгуль

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, работник предоставил больничные листы со 2 февраля по 11 февраля и с 12 февраля по 2 марта 2020 года. Как начисляется оплата больничного листа? За февраль начисления не прошли, так как больничные листы сданы в бухгалтерию 3 марта. Если за месяц начисляется 15 МРП, то ИПН не удерживается, а в совокупности с зарплатой за март удерживается. Как быть? И за 2 марта нужно ли начислить, так как это уже следующий месяц?

Здравствуйте Всем! Пожалуйста подскажите! В 2006 году взяла кредит на сумму 200 тысяч в Альянс банке, оплачивала,потом через несколько месяцев осталась безработной. В 2008 году вышла замуж. Мне позвонили с банка или с коллекторского отдела то, что у нас задолженность в 300 с чем то тысяч. Передали судебному исполнителю по месту жительства. Так как, я была замужем родители сами взяли на себя оплатить кредит. Моя мама оплачивала кредит, и копию квитанции оставляла у судебного исполнителя. Сейчас уже который год считали, что кредит закрыт. Но к сожилению в 2019 году опять позвонили, что мы должны опять 301624 тенге. Столько времени прошло. Квитанцию не сохранили. Поехали в суд где мы находимся. Подошли тому судебному исполнителю, спросили копию квитанции. Но сказали,что документ храниться только 10 лет. Они сожгли квитанции. Теперь коллекторская компания закрыла счет и отправила письмо по рабочему месту, если не будут взыскать с моего ЗП 50% закроют счет! А разве так можно? ПОМОГИТЕ пожалуйста!

Здравствуйте. Живу в городе Темиртау. С завтрашнего дня начинает действовать особый режим карантина. Имею ли я право передвигаться по городу с одного адреса жительства в другое. При себе имеются маски, перчатки, антисептик. Проживаю в квартире. Строю дом в другом районе города и там проживают и охраняют дом собаки. Требуется ездить их кормить и выгуливать утром и вечером. По понятным причинам собак забрать не могу. И переехать жить туда тоже. Нет отопления, водопровода. Собак бросить умирать тоже не могу. Как правильно поступить и объяснить полиции в случае остановки и проверки цели и места поездки. Выхожу из дома, еду до пункта назначения без остановок и там покидаю автомобиль. Подскажите что делать?

Здравствуйте. Кто может проконсультировать. Я поступил в 2017 году в магистратуру на платной основе, спустя полгода меня перевели на грант. Никаких бумаг я не подписывал о переводе, но стипендию получал. Когда выпускался в 2019, в вузе схватились за голову, потому что не нашлось никаких приказов о моем переводе на грант. Сказали, что оформят все задним числом, но была проблема в том, что в вузе сменился за это время ректор. Чем все это закончилось, не знаю. Тем же летом я уехал в другую страну и сейчас я гражданин другого государства с официально одобренным отказом от гражданства Казахстана. Я даже получил пенсионные накопления.

Сейчас по моему последнему адресу регистрации в Казахстане пришло письмо о том что мне нужно предоставить справку об отработке по специальности в месте проживания или выплатит стоимость обучения.

Имеет ли при таких обстоятельствах что-то требовать с меня? Я зарегистрирован в другой стране гражданин другой страны и в прицепе работают тут даже по специальности.

АО НК «Kazakh Invest»

Взаимодействие с инвесторами

Совет иностранных инвесторов образован Указом Президента Республики Казахстан от 30 июня 1998 года №3985 в соответствии с подпунктом 20) статьи 44 Конституции Республики Казахстан.

Совет иностранных инвесторов (далее — Совет) является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.

Основной задачей Совета является разработка рекомендаций и предложений по вопросам:

  • определения основных направлений инвестиционной политики Республики Казахстан;
  • улучшения инвестиционного климата в Республике Казахстан;
  • совершенствования нормативной правовой базы Республики Казахстан об инвестициях;
  • содействия иностранных компаний диверсификации экономики, индустриализации промышленного сектора, развитию малого и среднего бизнеса Республики Казахстан;
  • интеграции экономики Республики Казахстан в мировые экономические процессы;
  • стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан;
  • реализации крупных инвестиционных программ и проектов Республики Казахстан, имеющих международное значение.

Председателем Совета является Президент Республики Казахстан.

Постоянными членами Совета являются по должности: Премьер-Министр Республики Казахстан, Председатель Национального Банка Республики Казахстан, Первый заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан, заместители Премьер-Министра Республики Казахстан, заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан или помощник Президента Республики Казахстан, курирующий социально-экономические вопросы, Министр иностранных дел Республики Казахстан, Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, Министр финансов Республики Казахстан, Министр национальной экономики Республики Казахстан и первый руководитель рабочего органа Совета.

Для решения системных проблем, связанных с улучшением инвестиционного климата, активно действует Совет по улучшению инвестиционного климата (далее – Совет) под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан. Совет был создан постановлением Правительства РК от 1 марта 2012 году № 275.

Согласно положению о Совете его основными целями являются содействие в привлечении и эффективном использовании отечественных и иностранных инвестиций, а также поддержка инвесторов в части решения проблемных вопросов, с которыми они сталкиваются в ходе своей работы в Казахстане.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год в сроки, определяемые председателем Совета.

На заседания Совета могут быть приглашены представители заинтересованных государственных органов Республики Казахстан, а также представители отечественных и иностранных компаний, не входящие в его состав.

Рабочим органом Совета является Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, который осуществляет организационно-техническое обеспечение работы Совета, в том числе готовит предложения по повестке дня заседания Совета, необходимые документы и материалы.

Институт Инвестиционного омбудсмена создан в 2014 году для улучшения инвестиционного климата страны. Основная задача – обеспечение защиты прав и законных интересов инвесторов по вопросам, возникающим в ходе осуществления инвестиционной деятельности, и вынесение рекомендаций для их разрешения во внесудебном и досудебном порядках.

  1. Инвестиционным омбудсменом является должностное лицо, назначаемое (определяемое) Правительством Республики Казахстан, на которое возлагаются функции по содействию в защите прав и законных интересов инвесторов.
  2. Инвестиционный омбудсмен в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Функции инвестиционного омбудсмена

1. В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов инвесторов инвестиционный омбудсмен:

  • рассматривает обращения инвесторов по вопросам, возникающим в ходе осуществления инвестиционной деятельности в Республике Казахстан, и выносит рекомендации для их разрешения, в том числе взаимодействуя с государственными органами;
  • оказывает содействие инвесторам в решении возникающих вопросов во внесудебном и досудебном порядке;
  • вырабатывает и вносит в Правительство Республики Казахстан рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам инвестиционной деятельности.

2. Рекомендации инвестиционного омбудсмена оформляются в виде писем и протоколов совещаний у инвестиционного омбудсмена.
3. Инвестиционный омбудсмен проводит консультации с государственными органами и организациями и протокольные встречи для урегулирования вопросов инвесторов, возникающих во внесудебном и досудебном порядках.
4. Инвестиционный омбудсмен в случае, если вопросы инвесторов не могут быть решены в соответствии с законодательством Республики Казахстан, вырабатывает и вносит рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в Правительство Республики Казахстан.

Права и обязанности инвестиционного омбудсмена

1. Инвестиционный омбудсмен имеет право:

  • запрашивать и получать от государственных органов и организаций независимо от формы собственности необходимую для рассмотрения обращений информацию, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну;
  • на безотлагательный прием руководителями и другими должностными лицами государственных органов и организаций;
  • заслушивать руководителей заинтересованных государственных органов и организаций или их заместителей по обращениям инвесторов;
  • иные права, необходимые для осуществления возложенных на инвестиционного омбудсмена функций.

2. При осуществлении своей деятельности инвестиционный омбудсмен обязан:

  • принимать меры по обеспечению соблюдения и защиты прав и законных интересов инвесторов;
  • рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, обращения инвесторов по поводу действий (бездействия) должностных лиц, решений государственных органов, иных организаций и их должностных лиц, а также принимать по ним необходимые меры;
  • быть объективным и беспристрастным при рассмотрении обращений;
  • не совершать каких-либо действий, препятствующих осуществлению прав инвестора, обратившегося за защитой.

Организация деятельности инвестиционного омбудсмена

Деятельность инвестиционного омбудсмена обеспечивается уполномоченным органом по инвестициям. Положение о деятельности инвестиционного омбудсмена утверждается Правительством Республики Казахстан.

Законодательная база в сфере инвестиций в Казахстане

Законодательная база инвестиционной деятельности представляет собой систему законов, определяющих конституционные, общерегули-рующие и специальные отношения в сфере инвестиций. Система законодательного регулирования инвестиционной деятельности состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга законов, включая основной закон страны — Конституцию, гражданское, таможенное и налоговое законодательство, законы, указы Президента Республики Казахстан и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предпринимательской и хозяйственной деятельности, нормативные акты о земле, о приватизации, о недрах и недропользовании, о нефти, о банках и банковской деятельности, о страховании и т.д.

Однако основным родовым законом, регулирующим отношения государства и инвесторов, является Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года №373-II «Об инвестициях».

Интересным является изучение законодательной базы инвестиционной деятельности в Казахстане в историческом аспекте. До принятия Закона РК «Об инвестициях», инвестиционный процесс регулировался Законом РК «Об иностранных инвестициях» 1994 года и Законом РК «О государственной поддержке прямых инвестиций» 1997 года.

Закон «Об иностранных инвестициях» обеспечил юридическую и экономическую основу для привлечения иностранных инвестиций. Принятие данного закона было важным шагом для снижения политических рисков иностранных инвесторов в Казахстане и, таким образом, создания более благоприятного инвестиционного климата в стране. Наиболее важные положения закона предоставили иностранным инвесторам гарантии и право на защиту в соответствии с казахстанским законодательством. В частности, данный закон давал гарантии от изменений законодательства, ухудшающих положение инвестора в течение 10 лет с момента осуществления инвестиций, гарантии от экспроприации и незаконных действий государственных органов и должностных лиц, также предоставлял право на компенсацию ущерба в результате вооруженного конфликта, на свободное использование инвестиционного дохода, свободное осуществление расчетов в иностранной валюте, решение споров в судах Казахстана или международных арбитражных судах. В то же время, этот закон установил преференциальный режим для иностранных инвесторов в ущерб отечественным.

Инвестиционный режим, существовавший в Казахстане в первой половине 1990-х годов способствовал притоку большей части инвестиций в добывающие отрасли промышленности и, в частности, в нефтегазовый сектор. Это могло привести к обострению сырьевой направленности и увеличению зависимости экономики страны от внешних рынков. В этой связи в 1997 году принят Закон РК «О государственной поддержке прямых инвестиций», направленный на стимулирование наиболее важных для развития страны производств. Согласно данному Закону инвесторам могли быть предоставлены условия льготного налогового и таможенного обложения в течение 5 лет при осуществлении инвестиций в следующие приоритетные секторы экономики Казахстана: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астаны, жилье, социальная сфера, туризм и сельское хозяйство.

Указанные законы об инвестициях были приняты в наиболее сложные годы для казахстанской экономики. На тот момент они выполнили свою задачу по привлечению инвестиций и регулированию отношений между участниками инвестиционного процесса. Однако, с переходом экономики страны на новый уровень развития и совершенствования правого поля экономической деятельности в целом, назрела необходимость принятия нового Закона «Об инвестициях». Основными целями разработки данного закона стали:

  • подтверждение приверженности курсу по стимулированию и государственной поддержке привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики;
  • приведение инвестиционного законодательства в соответствие с новым Налоговым кодексом, который вступил в силу в 2002 году;
  • обеспечение равных условий для иностранных и отечественных инвесторов;
  • совершенствование системы государственной поддержки инвестиций с целью ее упрощения и обеспечения транспарентности процесса заключения инвестиционных контрактов.

С принятием нового Закона «Об инвестициях», законы «Об иностранных инвестициях» и «О государственной поддержке прямых инвестиций» утратили силу. В Законе «Об инвестициях» были сохранены все оправдавшие себя и положительно зарекомендовавшие положения предыдущего законно-дательства об инвестициях, учтен международный опыт стимулирования и поддержки инвестиций. В ходе его разработки и обсуждения, он выносился на рассмотрение рабочей группы по вопросам законодательства Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, Американской торговой палаты, Европейской бизнес ассоциации Казахстана, Международного валютного фонда, Форума предпринимателей, Ассоциации отечественных предпринимателей, ЮСАИД, ОАО «Кегок», Ассоциации банков, Конфедерации работодателей, Международного центра по налогам и инвестициям, Ассоциации утвержденных инвесторов, компаний «Артур Андерсен», «Эрнст энд Янг», «Прайс Уотерхауз/Куперс энд Лайбрант».

Принципиально новым шагом в части обеспечения одной из главных задач данного закона — равенства отечественных и иностранных инвесторов -стало новое определение инвестора. В новом законе нет разделения на отечественных и иностранных, для них предусмотрены равные гарантии и преференции. Равенство иностранных и отечественных инвесторов закреплено при предоставлении гарантии от реквизиции и национализации, гарантии при осуществлении проверок государственными органами, при разрешении инвестиционных споров, при использовании доходов, а также возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов и должностных лиц.

Вторым существенным шагом явилось усовершенствование понятия инвестиций. Теперь в данное понятие входят все виды имущества, включая предметы лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в фиксированные активы казахстанского юридического лица и используемые для получения дохода. Еще одним новшеством является определение в качестве инвестиций только тех вложений, которые осуществляются в фиксированные активы казахстанского юридического лица, что позволит более четко отслеживать применение инвесторами предоставляемых льгот и гарантий.

Также особо следует отметить о совершенствовании в новом законе механизма разрешения инвестиционных споров. Теперь к инвестиционным спорам отнесены только те споры, которые вытекают из договорных отношений государства и инвестора. Законом «Об инвестициях» предусмотрено разрешение таких споров путем переговоров, в судебных органах Республики Казахстан, а также международных арбитражах.

В новом законе сохраняется принцип льготирования приоритетных для государства видов деятельности путем предоставления инвестиционных преференций. В сравнении с прежним законодательством в новом законе более четко определены процедурные моменты предоставления инвестиционных преференций; конкретизирован перечень представляемых инвесторами документов; сроки предоставления и рассмотрения заявок, заключения контрактов сокращены более чем в 3 раза; четко определен порядок получения информации от заинтересованных государственных органов. В то же время при заключении контракта существует обязательная экспертиза инвестиционного проекта, где определяется его приоритетность, влияние на развитие приоритетной отрасли экономики, а также определяется бюджетная эффективность реализации данного инвестиционного проекта и экономический эффект для государства. Перечень приоритетных видов деятельности будет согласовываться не только на уровне министерств и ведомств, но и с акиматами областей. Эти изменения призваны обеспечить транспарентность процесса предоставления инвестиционных преференций, стимулированию инвестиций и формированию благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, в новом законе сохранен основной принцип предоставления инвестиционных преференций — стимулирование приоритетных и наиболее важных для развития государства производств, и в то же время усовершенствованы процедуры предоставления инвестиционных льгот. Это является существенным моментом, так как механизм государственной поддержки инвестиций в приоритетные отрасли оправдал себя. Развитие приоритетных отраслей в значительной степени способствует обеспечению независимости нашей страны от внешних рынков и избежания сырьевой направленности экономики.

За период 1997-2004 годы заключено 422 контракта на предоставление налоговых льгот и преференций инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в приоритетных секторах. В настоящее время число действующих контрактов составляет 227 с общей суммой заявленных инвестиций в основной капитал 2,243 млрд. долл. США. Из общего количества контрактов по 120 сроки действия налоговых льгот и преференций завершены. Ввиду неисполнения инвесторами взятых на себя обязательств досрочно прекращены действия 75 контрактов.

В 2003 году в, соответствии с новыми положениями законодательства, заключено 64 контракта, из которых 41 контракт — в обрабатывающей промышленности, 4 — в отраслях сельского хозяйства, 9 — в сфере производства и распределения электроэнергии и горячей воды, 4 — в строительстве, 4 — в сфере транспорта, а также 2 — в сфере предоставления социальных услуг. Общий объем заявленных инвестиций в основной капитал по заключенным контрактам в 2003 году составляет 338,5 млн.долл. В ходе реализации инвестиционных проектов инвесторы обязались создать 4240 новых рабочих мест, из которых не менее 90% для казахстанских кадров.

Институциональная база инвестиционной деятельности в Казахстане представлена специальным государственным органом в сфере инвестиций, который за годы независимости претерпел ряд преобразований. В 1996 году Указом Главы государства создан Государственный комитет по инвестициям. Этот центральный исполнительный орган уполномочивался выполнять функции государственного управления и контроля в сфере прямых инвестиций. В 1999 году он преобразован в Агентство по инвестициям, которое представляло страну перед инвесторами и осуществляло государственную поддержку прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики. Оно также было рабочим органом правительства страны по предоставлению прав недропользования и единственным органом по заключению контрактов с недропользователями.

В декабре 2000 года Указом Президента Республики Казахстан Агентство было упразднено с передачей функций и полномочий Министерству иностранных дел, а в области недропользования — Министерству энергетики и минеральных ресурсов. Однако передача МИДу не присущих ему функций в области предоставления льгот и преференций по приоритетным инвестиционным проектам предопределила дальнейшую реорганизацию органа по инвестициям. Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2002 года функции и полномочия в области государственной поддержки прямых инвестиций переданы Министерству индустрии и торговли. В структуре МИТ был образован Комитет по инвестициям.

Комитет по инвестициям Министерства индустрии и торговли является ведомством, осуществляющим в соответствии с законодательством специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию в сфере государственной поддержки инвестиций в Республике Казахстан.

Согласно Положению о Комитете по инвестициям, утвержденному постановлением Правительства от 18 ноября 2002 года, его основными задачами являются координация деятельности государственных органов по работе с инвесторами; обеспечение деятельности Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан; содействие привлечению финансовых ресурсов для реализации государственных программ и приоритетных проектов; создание эффективной системы взаимодействия с инвесторами, содействие в обеспечении соблюдения гарантий, установленных законодательством Республики Казахстан, а также в защите законных прав и интересов инвесторов. Кроме того, одной из наиболее важных задач Комитета по инвестициям является создание правовых и иных условий, способствующих привлечению инвестиций, разработка и реализация мер по улучшению инвестиционного климата в стране.

Источник https://aniglobal.ru/zakony-o-investicijah/zakon-ob-investicijah-rk-finansovyj-obozrevatel/

Источник https://business-insider.ru/investitsii/zakon-ob-investitsiyah-rk.html

Источник

Источник