Содержание
Зачем владельцам компаний-стратегов отчитываться об иностранных паспортах
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила устранить «правовую неопределенность» для владельцев акций стратегических предприятий, получивших иностранный паспорт, — им придется сообщать в ФАС о новом гражданстве. Уведомление о разработке соответствующего законопроекта ФАС опубликовала на портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов.
Предполагается, что российский гражданин, контролирующий стратегическое предприятие, должен будет подать ходатайство в ФАС в течение трех месяцев со дня приобретения гражданства другой страны, подтвердила РБК начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС Олеся Мильчакова.
Наличие иностранного паспорта не редкость для российских миллиардеров из списка Forbes: например, за последние годы паспорта других стран получили Олег Дерипаска (Кипр) и Роман Абрамович (Израиль), Аркадий Волож и десятки других богатых россиян (Мальта). И это только ставшие известными случаи, в реальности бизнесменов, имеющих иностранные паспорта, скорее всего, больше.
Пробел в регулировании
Изменения предлагается внести в 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В основном этот закон регулирует сделки, связанные с получением иностранным инвестором контроля над стратегической компанией, напоминает старший юрист международной фирмы Herbert Smith Freehills Роман Чураков. Иностранные инвесторы обязаны, например, согласовывать с правительственной комиссией сделки по покупке более 50% акций стратегических предприятий. «Иностранный инвестор, намеренный совершить такую сделку, должен получить предварительное согласование правительственной комиссии. В противном случае такая сделка является недействительной», — пояснил юрист.
В июле 2017 года в 57-ФЗ были внесены поправки, включившие в понятие «иностранный инвестор» российских граждан, у которых есть и другое гражданство. Но поправки не уточняли, что делать россиянину, который уже владеет или распоряжается акциями (долями) в капитале стратегического предприятия и затем приобретает второе гражданство. Речь идет о тех владельцах, которые «стали иностранными инвесторами в понимании положений закона № 57-ФЗ», говорится в уведомлении ФАС. Под понятие иностранного инвестора с 2017 года попадают не только россияне со вторым паспортом, но и граждане, получившие статус лица без гражданства (при условии, что они постоянно проживают за пределами России), иными словами, лишившиеся российского гражданства.
Какие компании попадут под поправки
Стратегическими в формулировке 57-ФЗ могут оказаться многие компании — зачастую даже сотрудники предприятий «не знают о наличии у него статуса стратегического, что может повлечь нарушение ими требований закона», писали эксперты PwC (*.pdf). Чтобы предприятие признавалось стратегическим, оно должно быть зарегистрировано в России и заниматься хотя бы одним из прописанных в этом законе видов деятельности. Всего их 46, в том числе «выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления»; «деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний»; работа с ядерными установками и радиоактивными источниками; техническое обслуживание и распространение шифровальных средств; разработка, производство, торговля и ремонт вооружений и военной техники; космическая деятельность; работа с авиационной техникой; геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения; теле- и радиовещание, которое затрагивает более чем половину населения какого-либо российского региона; вылов биологических ресурсов. Кроме того, закон распространяется и на компании, занимающие доминирующее положение на рынке услуг фиксированной телефонной связи (в масштабах городов федерального значения или пяти и более регионов).
Перечня стратегических предприятий в формулировке 57-ФЗ не существует, то есть это открытый список. В России есть официально утверждаемый президентом перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в который входит около 70 оборонных и госкомпаний, но этот список не связан с 57-ФЗ, а проистекает из закона о приватизации.
Законопроект ФАС призван сделать законодательство об иностранных инвестициях более понятным и «по сути, не предусматривает введение какого-то нового порядка», сказала РБК Олеся Мильчакова. «Законопроектом конкретизирован один из случаев приобретения контроля иностранного инвестора по «иным основаниям». При этом, как и сейчас, предполагается, что физическое лицо должно будет подать ходатайство о приобретении контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в течение трех месяцев со дня приобретения гражданства иностранного государства либо, соответственно, статуса лица без гражданства», — указала Мильчакова.
Поправки ФАС призваны устранить пробел в законодательстве, говорит старший юрист антимонопольной практики международной фирмы Dentons Валерия Пономарева. «Законом на данный момент однозначно не разрешен вопрос о том, следует ли согласовывать и по какой процедуре получение иного гражданства россиянином, который уже распоряжается акциями (долями) стратегического общества. ФАС получала запросы в связи с этим и, по всей видимости, посчитала необходимым прямо урегулировать это в законе», — отметила юрист.
Пресс-служба ФАС не ответила на вопрос, есть ли конкретные случаи, когда российский бизнесмен владеет долей в стратегическом предприятии (с точки зрения 57-ФЗ) и получил иностранное гражданство, в связи с чем стал «иностранным инвестором».
Чем обернутся поправки
Предлагаемый законопроект уточняет последствия смены статуса гражданина уже после того, как он произвел инвестицию в стратегическое предприятие, пояснил РБК партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин. «Если на момент инвестирования он являлся российским гражданином, но впоследствии получил иностранное гражданство, то по идее, заложенной в законопроекте, на него должен распространяться такой же правовой режим, как и на иностранных инвесторов», — пояснил Водолагин.
О последствиях предложения ФАС для бизнеса можно будет говорить, когда будет определен точный формат регулирования — уведомление или ходатайство, указал в беседе с РБК Чураков из Herbert Smith Freehills. «Обычно уведомление не требует согласований со стороны госорганов и подается постфактум. Ходатайство, напротив, подается заранее и требует согласования. Какой способ регулирования будет выбран, будет зависеть от многих факторов, включая лоббистские возможности бизнеса», — пояснил он.
В дальнейшем ФАС может предложить обязать владельцев стратегических предприятий при получении второго гражданства снижать свою долю до 50%, допустил Водолагин. «Это самый первый этап разработки законопроекта. Возможны разные режимы регулирования. ФАС может обязать инвесторов отдать часть акций. Есть такой порядок, что если инвестор получил имущество на законных основаниях, но не имеет право им владеть, он должен продать его», — напомнил юрист.
Однако из нынешнего уведомления не следует, что россиян — владельцев стратегических компаний обяжут снижать свою долю при получении иного гражданства, отмечает Пономарева. «Это не означает, что при получении второго гражданства [предпринимателям] автоматически нужно будет продавать или иным образом отчуждать свои акции стратегических российских предприятий», — пояснила Пономарева.
Предложение ФАС «дискриминационное» по отношению к части российских граждан — к тем, у кого есть и другое гражданство, убежден юрист, партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. «С точки зрения российского законодательства неважно, сколько у вас иностранных паспортов: если вы гражданин России, то в контексте своих прав и обязанностей должны рассматриваться исключительно как российский гражданин», — подчеркивает он (именно поэтому в июне президент подписал закон, по которому россияне с двойным гражданством не могут пользоваться льготами для иностранных инвесторов). В данном случае речь идет о дискриминации таких российских граждан, поскольку ФАС хочет наложить на них дополнительные обязанности или ущемить в правах, считает юрист.
Ольга Агеева, alt=»Антон Фейнберг» width=»512″ height=»512″/>Антон Фейнберг, alt=»Иван Ткачёв» width=»512″ height=»512″/>Иван Ткачёв
Не по акценту, а по паспорту
Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной
Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой уже в начале марта, сообщил глава финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами — но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.
По словам главы комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, Госдума ускорит работу над правительственными поправками к законодательству об инвестициях
Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ / купить фото
Вчера глава финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков в ходе финансовой конференции РСПП в рамках Недели российского бизнеса сообщил, что законопроект, который уточнит определение иностранных инвесторов, может быть принят уже в начале марта 2018 года. Ранее комитет предполагал поставить документ в примерный план рассмотрения законопроектов Госдумой не ранее апреля. «Мы рассчитываем, что в короткий срок (крайний срок — первая декада марта) закон будет принят, и наши партнеры, в том числе иностранные, смогут более активно участвовать в инвестиционном процессе в стране»,— сказал он.
Проект, о котором говорил глава финансового комитета, затрагивает три закона, регулирующие иноинвестиции,— это закон «Об иностранных инвестициях в РФ», или ФЗ-160, закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение…», или ФЗ-57, и закон «О недрах», или ФЗ-27.
Почему в 2018 году может пройти еще одна амнистия капиталов
Суть изменений — покупка гражданами РФ, включая обладателей двойного гражданства, или контролируемыми ими иностранными, в том числе офшорными, юрлицами нестратегических российских активов не будет определяться законом как иностранные инвестиции. При покупке же долей в стратегических компаниях те же юридические и физические лица будут считаться иноинвесторами, эта же норма законопроектом переносится и в закон «О недрах».
В первую очередь речь в документе идет о сужении понятия «иностранный инвестор» применительно к нестратегическим активам. Проект, внесенный в Госдуму правительством в конце 2017 года, исключает из числа иностранных инвесторов «иностранные юрлица, контролируемые российским юрлицом или гражданином РФ». «Контролируемое лицо» определено как «иностранное юрлицо или организация, находящиеся под контролем гражданина РФ или российского юрлица». Контроль описывается как право прямо или косвенно распоряжаться более 50% голосов, приходящихся на голосующие акции, полномочия определять решения, принимаемые контролируемым лицом, право назначать единоличный орган управления или более 50% совета директоров или осуществление полномочий управляющей компании контролируемого лица. Также иноинвесторами не будут считаться лица с двойным гражданством, имеющие гражданство РФ. Если закон будет принят в этой редакции, иноинвестициями будет признаваться только вложение средств, «осуществляемое иностранным инвестором самостоятельно и непосредственно»,— из пояснительной записки следует, что это должно «исключить случаи осуществления инвестиционной деятельности через трастовые или иные доверительные институты».
Как и о чем Владимир Путин предупредил бизнесменов в канун Нового года
С одной стороны, речь идет о разрешении контролируемым россиянам компаниям и лицам с несколькими гражданствами покупать российские активы, не попадая под контроль комиссии по иноинвестициям. Впрочем, Олег Колотилов, партнер «Кульков, Колотилов и партнеры», отмечает, что новое регулирование жестче — оно лишает подконтрольные российским гражданам иностранные компании «гарантий и льгот, предоставляемых иноинвесторам. Ранее для их получения было достаточно формальной регистрации за рубежом и не было необходимости доказывать иностранный контроль. Этим пользовались российские предприниматели, делая инвестиции через свои иностранные компании и получая для таких инвестиций статус иностранных». Статья 11 ФЗ-160 гарантирует иностранным инвесторам право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или иных целей — и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в валюте. По словам юриста, цель законопроекта — еще и в том, «чтобы лишить иностранные компании, подконтрольные российским лицам, возможности пользоваться защитой, предоставляемой двухсторонними соглашениями о защите капиталовложений, которые заключены Россией с большим количеством государств».
Правки, вносимые Белым домом в закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение…», прямо переносят в него нынешнюю формулировку закона об иноинвестициях. Де-факто речь идет о том, что при вложениях в стратегические активы в РФ те же контролируемые россиянами иностранные юрлица, а также обладатели двойного гражданства по-прежнему будут считаться иностранными инвесторами, эта же норма законопроектом переносится и в закон «О недрах». «Это сделано для того, чтобы сохранить все ограничения на иностранные инвестиции в стратегические предприятия»,— поясняет Олег Колотилов. Статус иностранных инвесторов для таких компаний лишь зафиксирует необходимость согласования их сделок с комиссией по иностранным инвестициям: никакой защиты закон о вложениях в стратегические компании инвесторам не гарантирует.
Источник https://www.rbc.ru/economics/27/08/2018/5b8416309a7947771887ae74
Источник https://www.kommersant.ru/doc/3540657
Источник
Источник