Содержание
СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России
Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.
Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.
В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. <…> В инвестиционных соглашениях <…> предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».
Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.
Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).
В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.
Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона
Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?
Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).
Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).
Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.
В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.
Требования к ОРП
В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:
а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;
б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.
Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.
Требования к инвестиционным проектам
Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:
- ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
- ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.
Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.
Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:
- игорный бизнес;
- производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
- добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
- оптовая и розничная торговля;
- деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
- строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.
Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.
Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:
Акты, подлежащие «стабилизации»
1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин
Не менее 10 миллиардов рублей
2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ
3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке
4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:
1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ
2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке
— не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
— не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;
— не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;
— не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.
5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».
Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки
Объем капиталовложений ОРП
До 5 млрд. рублей
От 5 до 10 млрд. рублей
От 10 млрд. рублей
Процедура заключения СЗПК
Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.
Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.
До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться — усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.
Ответственность сторон и расторжение договора
Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.
Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.
Ответственность публично-правовых образований
Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.
Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.
Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).
Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.
Меры государственной поддержки
Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:
- на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
- на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:
- 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
- 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.
Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.
Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.
Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Авторы:
Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Поддельные сайты Газпрома. Как мошенники обманывают инвесторов
Как вычислить сайты мошенников и сохранить сбережения
Мошенники создают поддельные сайты ПАО «Газпром». Они выглядят как оригинал — те же вкладки, тот же шрифт, даже онлайн-консультант есть. Неопытный пользователь не сразу понимает, что сайт ненастоящий, и оставляет личные данные или переводит деньги для инвестиций в несуществующую платформу.
Чтобы не попасться на удочку мошенников, нужно внимательно смотреть на название сайта, его логотип, содержание страниц, проверять контактные данные и юридические документы. Разберем подробнее, как распознать сайты мошенников и защитить себя от них.
Так выглядит официальный сайт ПАО «Газпром». Запомните ссылку — www.gazprom.ru.
Так выглядит поддельный сайт — мошенники предлагают инвестировать в национальные ресурсы. На настоящем сайте компании такой информации нет.
Еще один фейковый сайт. Мошенники предлагают перепродавать газ. Но у настоящего Газпрома нет дочерней компании «ГАЗ — актив», газ экспортируют ПАО «Газпром нефть» и ООО «Газпром экспорт».
Проверить это можно на официальном сайте компании: gazprom.ru.
Еще один поддельный сайт. Обратите внимание на детали: нет контактной информации и даже логотипа. Мошенники просто говорят от лица Газпрома, но не стоит этому доверять.
Как работает схема с поддельным сайтом
Чтобы заработать, мошенникам нужно получить данные людей — чем их больше, тем лучше. Для этого они создают поддельный сайт, добавляют деталей с официальной страницы компании, а после рекламируют сайт в интернете.
Создают и продвигают сайт. Мошенники создают страницы, похожие на официальный сайт ПАО «Газпром», — те же цвета компании и логотип. Они привлекают клиентов через рекламу в соцсетях и обещают высокую прибыль. Например:
Завлекающая реклама от мошенников с Facebook.
Добавляют убедительности. Мошенники копируют фотографии, новости и цитаты экспертов с официального сайта. Часто размещают ненастоящие комментарии — якобы от инвесторов, которые уже «заработали» с их помощью.
Примеры подозрительных комментариев из сообщества в Facebook.
Манипулируют идеей быстрого заработка. На главной странице мошенники размещают завлекающие заголовки, например «Начните уже сейчас зарабатывать на государственном газе!». Обещают заработок на «национальном достоянии»или «торговле ресурсами». Иногда на сайте висит счетчик с уменьшающимся количеством мест. Пользователю кажется, что он может не успеть купить что-то очень выгодное — поэтому регистрируется и переводит деньги.
Пример фейкового сайта. Такие страницы настойчиво пытаются стимулировать пользователя к "инвестициям". Например, размещают счетчики — количество человек на странице и количество свободных мест. Создается ощущение ложного ажиотажа.
Собирают данные. На мошеннических сайтах есть несколько кнопок регистрации, которые ведут на форму заявки — там нужно ввести имя, номер телефона или почту. Так мошенники крадут персональные данные пользователей. А после звонят и настаивают на инвестировании, отправляют письма от лица компании и крадут логины и пароли от личного кабинета.
Собирают деньги. Иногда, чтобы вы могли попасть на сайт или оставить заявку, мошенники требуют оплатить доступ. Обычно это не много — сто или двести рублей. Но когда человек отдает первые деньги, ему психологически проще перевести их и второй раз — во второй раз это могут быть уже десятки тысяч рублей.
Что еще создают, помимо сайтов
Иногда мошенники подделывают приложения — продвигают их, заказывают отзывы и высокие оценки. Пользователи скачивают и регистрируются — дальше им снова предлагают инвестировать в активы с низким риском и высокой прибылью. Многие не замечают подвоха и попадаются.
Пример мошеннического приложения из Google Play Market и App Store. В описании приложений ошибки — крупные компании такого не допускают.
Как мошенники используют полученные данные
Как только пользователь оставляет данные на сайте, с ним связывается «персональный менеджер» и представляется сотрудником Газпрома. Данные могут использовать для двух целей — манипуляции и получения конфиденциальной информации.
Манипулируют и уговаривают «инвестировать». Мошенники обещают большую стабильную прибыль — без специальных знаний и опыта. Как это часто бывает, свободные места быстро заканчиваются, поэтому обязательно нужно торопиться. Если пользователь начнет сомневаться, менеджеры даже могут начать угрожать — скажут, что место уже занято, придется платить.
Выманивают конфиденциальную информацию. Мошенники отправляют письма по электронной почте и просят пользователя войти в личный кабинет на сайте. Но ссылка ведет на фальшивый сайт — человек заходит, вводит логин и пароль, и отдает свои данные. Теперь мошенники могут войти в личный кабинет под его логином, и украсть деньги.
Всегда следите, правильно ли написана ссылка на сайте. Если она отличается на одну букву или цифру — это мошенники. Например, сайт Газпрома — www.gazprom.ru. Мошенники могут написать «gozprom» или «gazp1om» — будьте внимательнее.
Полный список мошеннических сайтов, которые похожи на ПАО «Газпром»
Как распознать поддельные сайты
- Проверьте лицензию банка или управляющей компании — без нее орагнизация не имеет права работать и предлагать клиентам инвестиционные услуги. Если лицензии нет, компания действует незаконно — это могут быть мошенники. Проверить лицензию можно в специальном реестре на сайте Банка России.
- Задумайтесь, если увидите предложения, которые обещают инвестиции с высокой прибылью. Возможно, перед вами мошенники. Помните, что на фондовом рынке никто не может гарантировать быструю прибыль без рисков.
- Не платите за доступ на сайт или регистрацию — крупные компании не просят дополнительные взносы.
- Если видите на сайте счетчики, на котором уменьшается количество свободных мест, выйдите со страницы. Как правило, мошенники искусственно добавляют такие ограничения, чтобы поторопить пользователя «инвестировать». Крупные компании никогда не торопят и не настаивают на покупке.
- Если вы прошли регистрацию на фейковом сайте, и вам звонят мошенники, прекратите разговор и заблокируйте их номер телефона — компании связываются с клиентами только с корпоративных номеров.
- Проверьте, чтобы при поиске возле названия сайта стояла галочка — ее выдает Банк России после прохождения сертификации.
Галочка на голубом фоне рядом с доменом сайта «Газпромбанк — Управление активами». Значит, сайт официальный, и ему можно доверять.
Индивидуальный
инвестиционный счёт
ИИС — брокерский счёт с налоговыми преимуществами
Особенности
Откройте счёт прямо сейчас
Частые вопросы про индивидуальный инвестиционный счёт
ИИС может открыть только совершеннолетнее физическое лицо, гражданин и налоговый резидент РФ. Одно физическое лицо вправе иметь только один ИИС.
Выбрать тип вычета можно в любой момент действия договора на ведение ИИС.
Совмещать два типа вычетов на одном ИИС нельзя.
Минимальный срок владения ИИС – 3 года. Если закрыть раньше, налоговые льготы отменяются. Если вы уже получили налоговый вычет, полученные суммы придётся вернуть с пенями. Вычет на доход при досрочном закрытии предоставлен не будет.
Максимальный срок владения ИИС неограничен.
Частичный или полный вывод активов приводит к закрытию ИИС.
Пополнить ИИС можно только в российских рублях – не более 1 000 000 рублей за год. Вносить денежные средства может только владелец ИИС.
Владелец ИИС вправе выбрать один из двух типов налоговых вычетов:
— на внесенные на ИИС деньги (тип А): вычет платят из НДФЛ, то есть вам вернут 13% от суммы, внесённой на ИИС, но не более 52 000 руб. в год. Для получения вычета необходимо, чтобы из всех ваших доходов за год был удержан НДФЛ на сумму 52 000 руб. или более. Вычет можно получать каждый год, если вы каждый год пополняете ИИС и у вас есть официальный доход, облагаемый по ставке 13%;
— на доход (тип Б): не надо платить НДФЛ, если вы заработали на операциях с финансовыми инструментами на ИИС. Вычет платят при закрытии ИИС через 3 и более лет после заключения договора.
Выбирайте вычет на внесенные на ИИС деньги (тип А), если вы хотите получать вычет ежегодно и у вас есть доход, который облагается НДФЛ.
Вычет на доход (тип Б) подойдет вам в следующих случаях:
– у вас нет дохода, облагаемого НДФЛ или вы вернули весь уплаченный за год налог через другие вычеты
– вы опытный инвестор и зарабатываете на инвестициях от 400 000 ₽ ежегодно
Вычет можно получить через брокера или управляющего – нужно лишь предоставить справку из налоговой службы (ИФНС) до закрытия ИИС.
Также вы можете оформить вычет самостоятельно, предоставив декларацию 3-НДФЛ в налоговую инспекцию по истечении календарного года, когда вы закрыли ИИС.
ИИС открывается на неограниченный срок. Чтобы не потерять права на льготы от государства в виде налогового вычета, ИИС можно закрыть не ранее чем через три года. Максимальный срок не установлен – вы можете продолжить работу на счёте и получать вычеты. Но если вы откроете новый ИИС, вам опять придётся держать его минимум три года, чтобы не потерять право на вычет.
Перед закрытием счёта тщательно просчитайте, действительно ли вам выгодно выводить денежные средства со счета или менять тип вычета. Наши специалисты помогут с расчётами.
Даже инвестируя в консервативные и безрисковые инструменты с вычетами, вы можете получать доход. И возвращать с помощью вычетов налоги, которые вы заплатили государству.
У вас есть 3 года на оформление вычета. Если вы открыли счёт и внесли на него деньги в 2020 году, то подать декларацию для получения вычета за 2020 год вы можете до 2023 года включительно.
На освобождение инвестиционной прибыли от НДФЛ вовсе нет ограничений по срокам, если вы получаете вычет через Управляющую компанию.
Если в течение трёх лет работы на ИИС вы уже получали вычет, изменить его невозможно. Вам нужно закрыть текущий ИИС и открыть новый. Если вы не хотите закрывать текущий ИИС, предложите открыть ИИС вашему ближайшему родственнику, например, супруге/супругу или родителям.
Перед принятием решения рекомендуем проконсультироваться с нашими специалистами. Они помогут рассчитать, какой тип вычета выгоднее в вашем случае, и предложат подходящие финансовые решения.
После выбора вычета вы можете претендовать на него уже на следующий год. Подайте декларацию 3-НДФЛ и приложите подтверждающие документы. Для каждого года действует разная форма декларации.
Декларацию можно предоставить в течение 3 лет после истечения налогового периода. Например, декларацию за 2019 год можно подать до 2022 года.
После получения необходимых для оформления налогового вычета документов в электронном виде следует войти в личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы (возможен вход через портал «Госуслуги»).
Источник https://pravo.ru/story/223639/
Источник https://www.gpb-am.ru/press-center/journal/60-poddelnye-saity-gazproma-kak-moshenniki-obmanyvaiut-investorov-i
Источник https://open-broker.ru/invest/iia/
Источник