Содержание
Новое в законах для домовладельцев в 2022 году
Фото: Ирина Плотникова
2022 год закроет некоторые законодательные лакуны в области строительства индивидуального жилья. Так, из «серой зоны» наконец выйдут объекты блокированной застройки (чаще всего это таунхаусы), действие закона о долевом строительстве должно распространиться и на строительство индивидуальных жилых домов. До 2031 года продлевают «дачную амнистию», а на землях сельхозназначения теперь можно будет строить жилые дома для фермеров. Большинство законодательных новелл начнет действовать с марта.
Таунхаус в законе
С 1 марта 2022 года начнут действовать поправки в Градостроительный и Жилищный кодексы о правовом статусе домов блокированной застройки (чаще всего в наших краях это таунхаусы, но в эту категорию входят еще и лейнхаусы, и дуплексы, и другие объекты).
Эта новелла устранит «белое пятно» в законодательстве и защитит права собственников подобных объектов. Дело в том, что до сих пор по закону в жилищный фонд входили только три вида объектов — жилой дом, квартира и комната. Но объекты блокированной застройки, которые довольно популярны сегодня, в том числе и в Татарстане, обладали рядом свойств, которые одновременно причисляли их и к жилым, и к многоквартирным домам, по старой классификации. Так что их правовой статус был не определен.
Теперь дом блокированной застройки будет определяться не как многоквартирный дом, а как отдельный: «жилой дом, блокированный с другим жилым домом или домами в одном ряду общей боковой стеной или стенами без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок». Теперь таунхаусы, дуплексы и лейнхаусы можно будет ставить на кадастровый учет, регистрировать права на них как на здание с назначением «жилое». Правда, для этого блоков в таунхаусе не должно быть больше 10, а этажей — больше, чем три.
Эскроу — теперь и для ИЖС
С марта на строительство отдельных домов в малоэтажных ЖК (проще говоря, в коттеджных поселках) распространится действие закона о долевом строительстве. Схема будет та же, что и с «долевкой» в многоквартирных домах: пока не будет закончен весь поселок, застройщик денег не получит — они будут храниться на эскроу-счете. Перед возведением поселка он должен получить разрешение на строительство, представить проектную декларацию, запланировать благоустройство территории — словом, пройти все стандартные разрешительные процедуры.
«Дачная амнистия» до 2031 года и упрощение легализации старых домов
В 2022 году начинает действовать закон об упрощении оформления прав на старые дома (построенные до 14 мая 1998 года, когда вступил в силу Градостроительный кодекс РФ). Иногда жители и фактические владельцы домов, построенных еще при советской власти и в ранний постсоветский период, не могут легализовать свое жилье из-за правовых коллизий. Например, такой дом может числиться в документах колхозного или совхозного учета, в учетных документах БТИ — и этого недостаточно для того, чтобы доказать свое право на этот дом без суда. Бывает и так, что на руках у хозяев вообще нет ни единого документа, подтверждающего собственность.
Новый закон упрощает порядок оформления прав на такие дома и на участки, где они стоят. Правда, этот участок должен находиться в границах населенного пункта, а земли должны принадлежать государству или муниципалитету. Для признания права собственности нужно будет предоставить любой документ, который подтверждал бы факт владения жильем — начиная от старой справки из БТИ, заканчивая платежками за коммунальные услуги. А чтобы оформить землю под старым домом, нужно как минимум, чтобы дом еще на ней стоял (уполномоченные службы должны будут выехать на место и подтвердить этот факт). То есть снести бабушкин дом и оформить 15 соток под ним в собственность не получится.
Часики-то тикают: срок оформления «временных» земельных участков — до 1 марта
Участки с временным статусом после 1 марта 2022 года будут исключены из ЕГРН. Так что если вдруг у вас есть такой участок — вам надо активизироваться и успеть «присвоить».
Речь идет об участках, которые были образованы и поставлены на государственный кадастровый учет с 1 марта 2008 по 1 января 2017 года, но на которые до сих пор не зарегистрированы права собственности или аренды в установленном порядке. Здесь как раз ничего не продлевается: в 2017 году участкам прекратили присваивать временный статус, а их фактическим владельцам давалось 5 лет на регистрацию.
Фермеру — дом
Как мы уже писали, на землях сельхозназначения, вид разрешенного использования которых определяется как 1.16 — «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» — строительство жилых домов запрещено. Но с 1 марта фермеры смогут строить для себя жилые дома на таких участках. Правда, есть ограничения: дом должен быть один, а строить его должен именно фермер на тех землях, которые использует лично он — то есть для себя. Этажей в таком «поместье» не должна быть больше трех, площадь не должна быть больше 500 квадратных метров, причем пятно застройки не должно превышать 0,25% площади земельного участка.
Обзор положений ФЗ Об инвестиционной деятельности в РФ
ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ» (ссылка на закон), несмотря на многочисленные изменения, до сих пор является одним из наиболее демократичных государственных актов России. Принят он был в 1998 г. на волне очередных преобразований в политике и деятельности экономики. С тех пор изменились и внешние, и внутренние условия деятельности, отражающиеся на жизни страны, но акт и сейчас не только определяет основы для работы инвесторов, но и гарантирует защиту их прав и вкладов.
Важность основных понятий
Положения законных актов «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капвложений» отвечали если не букве, то духу времени. Разработчики акта подчёркивали его важность для создания социально ориентированной экономики, вывода средств из нелегального оборота. Критики инвестиционной деятельности указывали на несоответствие заложенных установок реальному положению дел и на другие недоработки.
Главные правила и определения
Несомненным достоинством ФЗ-39 «Об инвестиционной деятельности» является то, что он впервые установил правила инвестиционной игры на новом поле, дал необходимые определения и основные понятия. Здесь же было отмечено, что вложения делаются не только для достижения последующей прибыли, но и для получения реальной пользы. Формально акт разделил настоящие проекты и прямое отмывание средств. Первая статья дала такие определения:
- Инвестиции — это все то, что имеет материальную оценку деятельности и вкладывается в развитие бизнеса (деньги, имущество и права на него, ценные бумаги).
- Капвложения определяются как инвестиции в строительство или реконструкцию производств, их оснащение, закупку необходимого инвентаря, изыскания (редакция от 2011 г.). названо чёткое обоснование целесообразности вложений с учётом их реального объёма и срока поступлений. К нему должны быть приложены расчётно-проектные документы и бизнес-план, описывающий практические инвестиционные действия. Положение введено в 2007 г.
- Приоритетным инвестпроектом признается тот, что внесён в специальный перечень. до достижения чистой прибыли. Объем ЧП от инвестиционной деятельности должна превысить и сумму общих затрат, и амортизацию (редакция 2000).
- Акт также ввёл понятие суммарной налоговой нагрузки. Она рассчитывается из всего объёма федплатежей (исключая НДС и акцизы) и взносов в госфонды вне бюджета, кроме отчислений на пенсии. Эта редакция появилась в декабре 2011.
ФЗ об инвестициях является наглядным примером закона, который действительно является живым организмом. Даже первая его статья, содержащая одни понятия, корректировалась неоднократно. Но понятия важны не менее инвестиционных правил не только для юристов. Менялась деятельность страны, а следом за ней произошли изменения и в законодательстве.
Объекты и субъекты
Последующие статьи (со второй по пятую) посвящены регулируемым законом об инвестициях в РФ отношениям, объектам капвложений и субъектам деятельности. Изменения и дополнения в них вносились с 2007 по 2012 год после принятия нового Гражданского кодекса и некоторых других документов. Было подчёркнуто, что акт не касается тех инвестиционных отношений, которые связаны с деятельностью банков, страховых организаций, привлечением средств в долевое строительство. Вкладчики должны чётко понимать:
Объекты инвестиционных капвложений — это вновь создаваемая или модернизируемая МТБ, имеющая любую форму собственности, будь то государственная, частная или другая. При этом вкладывать финсредства в незаконные направления запрещено.
Подзаконными субъектами выступают сами вкладчики.
Ими могут быть граждане, компании (включая иностранные), федеральные или муниципальные структуры. Они же имеют право выступать и заказчиками деятельности, то есть лицами, уполномоченными заниматься инвестиционным проектом. Но акт запрещает им влиять на прочих участников, если это не отражено в договоре.
Заказчик, который не без прав вкладчика, может наделяться полномочиями владения капвложениями и их пользования, а также распоряжения ими в рамках договора.
Подрядчик должен быть лицензирован на те виды работ, которые необходимо провести в области стройобъекта. Он ведет деятельность строго в рамках имеющегося инвестиционного контракта.
Пользователи — это граждане, компании, структуры власти или фирмы, для целей которых создаются эти объекты. В роли пользователей могут быть и сами вкладчики.
Инвесторы свободны вкладывать в деятельность проекта личные или привлечённые финсредства. Любой субъект вправе исполнять функции иных, когда нет противоречий договору.
Сфера, касающаяся работы в РФ зарубежных инвесторов, регламентируется стандартами — российскими и международными. Если инвестиционные положения противоречат друг другу, главенствуют международные правила.
Права участников и деятельность госрегулирования
Инвестирование следует отличать от освоения кредитов, поскольку оно подразумевает существенные риски. Если деятельность проекта не принесёт прибыли, пропадут и вложения, поэтому особое внимание заинтересованным сторонам следует обратить на главы 2 и 3 ФЗ о капвложениях. В них говорится об экономико-правовых основах и о вопросах госрегулирования. Акт деятельности уравнивает права инвесторов в рамках, определённых законодательством:
- Вкладчик лично определяет цели и объёмы инвестиций, заключает контракты с субъектами инвестиционной деятельности, может объединять свои усилия с другими организациями, включать их в деятельность план-проекта, контролировать расходование средств.
- Он вправе владеть, использовать и распоряжаться целями своих вложений, передавать их третьим лицам, компаниям, органам.
- Субъекты деятельности не должны нарушать рамки законов РФ и международных контрактов. Обязаны следовать требованиям госорганов, их руководителей. Инвестиционные средства можно использовать только по назначению.
- Регулирование инвестдеятельности осуществляется федеральным центром и субъектами (регионами) России. Его формы и методы подвергались корректировке с 2004 по 2017 год.
- Госорганы обязаны создавать условия для инвестиционных вложений. Подразумевается, что благоприятный климат для деятельности можно сформировать путём совершенствования налоговой системы (вплоть до введения особого режима платежей), принятия мер по защите интересов инвесторов, предоставления им льгот (по земле и природопользованию).
- Также органы могут расширять использование залоговой системы, развивать деятельность лизинга, проводить инфляционные переоценки, предоставлять возможность создания инвестиционных и иных фондов, выпускать облигации и гарантировать целевые займы.
- Расходы на деятельность финансирования госвложений предусматриваются как в федеральном, так и в региональных бюджетах в пределах утверждённых программ. Контроль за их использованием возложен на Счётную палату РФ и другие уполномоченные структуры.
- Проекты с полным или частичным инвестиционным госфинансированием подлежат обязательной предварительной проверке на эффективность.
В 2017 г. государство взяло на себя обязательства по созданию информационно-аналитических структур, на которые были возложены задачи по организации проведения рейтингов и обнародования данных с оценками инвестиционной работы. В это же время была введена такая мера, как профилактика антимонопольных злоупотреблений в сфере вложений.
Гарантии инвесторам и защита вложений
ФЗ «Об инвестдеятельности в РФ» даёт инвесторам гарантии и определяет меры по защите капвложений. Об этом говорится в его четвертой главе. Её положения не могут не пересекаться с другими частями акта. Здесь же прописаны и некоторые санкции к проблемным игрокам инвестиционного рынка. Необходимо знать и понимать:
- Инвестору гарантируется стабильность условий деятельности на весь период развития инвестиционного проекта вплоть до точки окупаемости. Но этот срок не может превышать 7 лет с начала финансирования.
- В виде исключения (и только для приоритетных производственных и инфраструктурных проектов) допускается продление гарантированного срока.
- Правительство само определяет оценочные критерии неблагоприятных инвестиционных изменений деятельности, которые могут повлиять на успешность реализации проектов. Оно может ввести ограничения и запреты на инвестиционную деятельность.
- Если инвестор не исполняет взятых обязательств, он лишается части льгот либо их полного комплекта.
Капвложения можно страховать в отдельном порядке, национализировать или даже реквизировать. Если национализация возможна только при возмещении от госаппарата, то реквизирование идёт принудительно.
Роль муниципалитетов
Местные органы самоуправления также могут предоставлять гарантии инвестиционной деятельности. Делается это при финансировании муниципальных средств через конкурс. Территории несут ответственность за свои действия перед регионом и федеральным центром. Муниципалитетам разрешается:
- Осуществлять контроль за использованием инвестиционных средств.
- Давать инвесторам гарантии равенства прав, защищать их законные интересы.
- Обеспечивать гласность при обсуждении необходимости реализации деятельности.
- Создавать благоприятные инвестиционные условия (например, снижать местную налоговую нагрузку). На практике это обычно касается отмены земельного налога, бесплатного предоставления участка или природных ресурсов.
- Вовлекать в инвестиционный проект уже имеющиеся ресурсы (заброшенные объекты, законсервированные производства), если они находятся в собственности территории. Использовать после согласования можно и региональную, и государственную инвестиционную собственность.
- Участвовать в деятельности проектов, утверждённых и реализованных федеральным центром. Такая инвестиционная возможность объясняется необходимостью использования местных ресурсов (исходя из соображений логистики, развития территории, наличия полезных ископаемых).
- Муниципалитеты могут объединяться для решения совместных межтерриториальных задач. Это касается деятельности по разработке недр, инвестиционные вливания в развитие перерабатывающих производств, созданию кластеров по обращению бытовых и других отходов, дорожному строительству.
В 2017 г. были отмечены инициативы с мест, касающиеся предложений по изменениям роли и прав муниципалитетов в инвестиционной политике. Часть их уже поступила в региональные органы власти. После прохождения соответствующих процедур предложения по деятельности уйдут в федеральный центр.
Инвестиционный кодекс направлен на создание всех необходимых условий для участия заинтересованных лиц в процессе развития страны. Можно сказать, что его идеи определены особенностями государственной политики, поэтому неудивительно, что сейчас готовятся очередные изменения в этот инвестиционный документ. Это вызвано переменами в области международной деятельности.
Вы узнали из этой статьи полезные для себя детали?
Источник https://realnoevremya.ru/articles/237619-novoe-v-zakonah-dlya-domovladelcev-v-2022-godu
Источник https://vse-investicii.ru/gosudarstvo/fz-ob-investicionnoj-deyatelnosti-v-rf
Источник
Источник